- — Рождение ребёнка в казахской семье: основные народные традиции
- — Гендерный аспект обрядов, связанных с рождением ребёнка
Калжа той и шилдехана: как отметить рождение ребёнка в Казахстане согласно традициям
Именно поэтому ритуалы, которые проводятся после рождения ребёнка, важны для всех без исключения культур. Люди верят, что во время их проведения ребёнок получает удачу и защиту, а мама — почёт и благодарность. Самые популярные казахские традиции, связанные с появлением малыша, — это калжа, бесикке салу, бесык той (бешик-туй) и шилдехана. О них мы и поговорим в этой статье.
Рождение ребёнка в казахской семье: древние народные традиции
В основном все ритуалы, связанные с родами, проводятся в первые 40 дней жизни новорождённого малыша. Во многом они связаны с желанием привлечь в жизнь ребёнка счастье и удачу, уберечь его и маму от злых духов и недобрых людей.
Калжа той
Один из главных казахских обычаев при рождении ребёнка, калжа той, — это традиция устраивать большое застолье в честь молодой мамы. На праздник приглашаются только женщины, подруги и родственницы роженицы. Они приходят на застолье с подарками для мамы и малыша. А подготовить всё необходимое для праздника по традиции должен муж. Конечно, так было в прошлом, а сейчас ему вполне могут помогать родственники, родители и друзья семьи.
Очень важная часть калжа той — меню. Подавать надо нежное мясо ягнёнка и сорпу — наваристый бульон. Считается, что такая питательная пища поможет маме быстрее восстановить силы после родов.
Во время калжа той также проводится ритуал қалжа тер, или шилде тер: молодую маму укутывают в одеяла и поят горячим бульоном. Считается, что так организм женщины не только согревается, но и избавляется от вредных токсинов — они выходят с потом. Также во время калжа той приглашённые подруги делятся с молодой мамой своим опытом воспитания детей, дают наставления и всячески её поддерживают. Это замечательная традиция, которая помогает женщине почувствовать связь с близкими и в очередной раз убедиться, что ей есть к кому обратиться за помощью, если это понадобится.
Шилдехана и бесик той
Шилдехану празднуют в первую неделю после рождения малыша, причём обязательно в нечётный день. Традиционно в празднике должны участвовать молодые люди.
Этот праздник должен проводиться громко и шумно, с песнями и плясками. Считается, что только так получится отогнать злые силы и показать духам, что у малыша есть защита. Шилдехана традиционно состояла из нескольких мероприятий:
-
застолье;
-
айтыс — это состязание поэтов (акынов), которое происходит под аккомпанемент народных инструментов (часто — домры); участники должны подхватывать песни друг друга, исполнять их музыкально и ритмично;
-
кокпар (кок-бору, кюк бюре) — зрелищная, но нередко опасная спортивная игра, напоминающая регби, проходит верхом; всадники борются за тушу козла и забивают голы в ворота соперников; мясо козла считается целебным, и после окончания игры из него готовится еда для всех участников;
-
байге — скачки по пересечённой местности на дистанции 5–15 км и больше.
Во время шилхеданы ребёнка приветствуют и дарят ему подарки: игрушки, одежду и прочие полезные вещи. Конечно, не все семьи практикуют эти традиционные развлечения, но всё-таки ритуалы, связанные с шилхеданой, считаются важной частью казахских традиций и обычаев при рождении ребёнка. В современном мире всё чаще застолье проводится более просто и в узком семейном кругу.
Бесик той совершают после шилдеханы. Во время этого ритуала малыша перекладывают в кроватку. Традиционно люльку изготавливали из дерева и украшали орнаментами. Её нельзя было ломать, сжигать и выкидывать, так как, согласно поверьям, это может привести к прерыванию рода. Часто во время бесик той ребёнку так же дают имя.
Қырқынан шығару
Согласно народным поверьям, на 40 день ребёнок перестаёт быть таким уязвимым для злых духов, каким он был сразу после рождения. После этого дня малыша можно показывать людям. А до этого момента семья старалась по возможности этого не делать.
Число 40 имеет символическое значение и встречается на протяжении всего ритуала: в чашу кладут 40 монет, а затем наливают в неё 40 ложек воды. Завершается всё тем, что ребёнка поливают водой из пиалы и произносят добрые пожелания.
Гендерный аспект обрядов, связанных с рождением ребёнка
Большинство традиций, о которых шла речь в этой статье, крепко связаны с гендерными стереотипами о женской и мужской роли в обществе. Например, в колыбель с мальчиком часто кладут деньги, чтобы он был влиятельным и богатым, а девочке подкладывают зеркало, чтобы она выросла красавицей и семья могла рассчитывать на большой калым.
Ритуалы презентации малыша всему миру, которые проводят на 40 день жизни ребёнка, также следуют этим представлениям. Для мальчиков қырқынан шығару проводят пораньше (на 37–39 день), чтобы он вырос храбрым и сильным, а для девочки попозже (на 41–43) день, чтобы она была послушная и заботливая. Считается, если провести обряд для мальчика позже, а дня девочки раньше, то дети вырастут с «нежелательными» для их пола качествами.
Конечно, многие древние традиции по всему миру тесно связаны с гендерным разделением ролей, которое практиковалось в прошлом. Но не стоит забывать, что ваш ребёнок может быть и сильным, и заботливым, и красивыми, и храбрым: это не взаимоисключающие характеристики и они никак не зависят от пола малыша.
Обычаи и традиции казахского народа в современное время
Как вы могли догадаться, в настоящее время в Казахстане нечасто можно встретить семью, которая бы придерживалась всех древних правил и ритуалов, связанных с появлением малыша. С одной стороны, конечно, это может означать, что со временем некоторые важные традиции и культурные знания будут утеряны. А с другой — говорит о том, что общество двигается вперёд, и на место старым ритуалам приходят новые.
Одновременно с тем как возникают новые традиции и привычки, древние ритуалы в каком-то смысле всё же сохраняются. Не всегда в полном виде, и уж точно не с точным первоначальным значением, но тем не менее значительная их часть передаётся из поколения в поколение и практикуется молодыми семьями.