К статьям

Всё о чувстве юмора

96
Время прочтения: 10 минут
Всё о чувстве юмора
Содержание статьи
Показать
  • — Виды чувства юмора
  • — Теории юмора
  • — Разбор шуток по составу
Комедия по своей сути есть отрицание определений! Например, в том числе из-за неожиданных поворотов во время стендап-выступления мы и смеёмся. Поэтому логично, что комедии как таковой определение дать сложно. А что значит чувство юмора? Ну тут полегче — это качество личности. Человек, который им обладает, умеет смешить людей. Но что делает вещи смешными?

Юмор как таковой встречается везде — он знаком людям разных культур и убеждений. Шутка поможет пережить трудную ситуацию и установить контакт с незнакомцами. В разных ситуациях определение чувства юмора может отличаться. Это и умение оценить тонкую шутку или игру слов, увлекательно рассказать забавную историю, вызвать у собеседника улыбку и смех и многое другое.

Виды чувства юмора

Каким может быть чувство юмора? Фактически все виды юмора можно разделить на две большие категории: доброжелательный и агрессивный. Первые виды шуток веселят окружающих, не задевая их чувства. И если вы человек, который имеет такое чувство юмора, то вы обычно смеётесь вместе с кем-то, а не над кем-то. 

Агрессивный же юмор может быть направлен как внутрь себя, так и на других людей. Шутки такого типа могут показаться жестокими или грубыми и часто (но не всегда) такими и являются. Однако человеку с таким чувством юмора объяснить что-то удастся вряд ли — в конце концов, это просто шутка, скажет он вам. Спасибо ещё, если не посоветует «расслабиться» и «не принимать всё так близко к сердцу».

Да, часто агрессивный юмор задевает чувства людей и оставляет у них неприятный осадок. Но так бывает только в том случае, если кто-то использует этот вид юмора, не зная толком, как с ним обращаться. Ну или, конечно, если парой смешков в конце предложения он пытается смягчить сказанное, чтобы избежать социальных последствий и не прослыть нехорошим человеком — редиской. Однако обычно попытки сгладить углы помогают не особо. В конце концов, кто хочет находиться в компании человека, который совсем не по-доброму их высмеивает?

Однако при грамотной подаче агрессивный юмор может вызывать смех и положительные эмоции. Его, например, довольно часто используют стендаперы. Главное правило использование такого юмора — если шутка аморальная или обидная, она в первую очередь должна быть смешная, а потом всё остальное. В теории, если шутка больше смешная, чем проблемная, то всё в порядке. Считается, что смеяться и обижаться одновременно невозможно, и в этом весь секрет.

1_detail-1.png

Говорят, что анализировать юмор — как препарировать лягушку. Никому особо не интересно, и лягушка в конце умирает. Эта известная цитата является отличным примером так называемого чёрного юмора, который известен своим цинизмом. Но мы отошли от темы. Какое бывает чувство юмора? Вот 4 основных типа, которые выделяют исследователи:

  • Аффилиативный. Люди с таким чувством юмора используют шутки для укрепления социальных связей. Это мастера забавных историй из жизни, которые могут рассмешить человека, при этом никого не обидев. Обычно при использовании этого юмора рассказчик активно задействует мимику, меняет интонацию и рассказывает о своём опыте, приглашая других к диалогу. 

  • Самоподдерживающий, или оптимистичный. Такой юмор помогает справляться со стрессом и не сдаваться даже в самой сложной ситуации. Это своеобразная здоровая защитная реакция человека на трудности и неприятности — посмеяться с них, отпуская ироничные комментарии. Однако такой юмор может использоваться и в повседневной жизни. В этом случае человек просто укажет на какую-то характеристику окружения и пошутит на эту тему.

  • Самоуничижительный. Человек с таким чувством юмора сам становится предметом своих шуток. Он обращает ваше внимание на ситуации, в которых над ним можно посмеяться, или на свои слабые стороны. Часто этот тип юмора встречается в стендапе, но иногда люди используют его, когда находятся в компании людей, которым доверяют. Или (менее приятный вариант) если страдают от низкой самооценки, и, может, таким образом пытаются добиться одобрения окружающих.

  • Агрессивный. Именно об этом юморе мы говорили выше. Человек, обладающий этим чувством юмора, смеётся над другими людьми. Он отпускает саркастические замечания и другие колкости, указывает на вещи, которых стесняется объект шуток, или подчёркивает чужие слабости и недостатки. Иногда, конечно, такой «юмор» является самым простым оскорблением. Нередко, критикуя других людей, сам шутник пытается оградиться от них и поставить себя выше окружающих.

Чувство юмора — это качество человека, которое позволяет ему видеть смешное в разнообразных ситуациях, комментировать это, понимать шутки других людей и шутить самому. Конечно, это понятие сугубо индивидуально: кому-то понравится классический советский анекдот, а кто-то найдёт его предсказуемым и не особо увеселительным. Поэтому и образ человека с хорошим чувством юмора для каждого свой. Кто-то предпочтёт находиться в компании саркастичных людей, а кто-то общается только с теми, кто шутит по-доброму. 

Шутить нельзя помиловать

2_detail.png

Неважно, насколько у вас тонкое чувство юмора, общепринятые правила всё-таки существуют. Вот некоторые из них:

  • Шутите смешно. На этом всё. Ладно, не всё, конечно, это мы так тоже шутим. На самом деле, как мы писали выше, смешной шутке люди прощают очень многое, даже частичную аморальность. Поэтому постарайтесь шутить так, чтобы люди оценили ваш юмор, и тогда проблем не будет. Скорее всего.

  • Не обижайте людей. И близких, и незнакомых. «Я просто шучу» — отмазка, конечно, вполне рабочая, но совесть вашу она очистит вряд ли. Поэтому обращайте внимание на то, как люди реагируют на ваши шутки, и если заметите, что кому-то стало не по себе, попробуйте сбавить обороты. Чувству юмора, как и сердцу, не прикажешь, но задевать окружающих всё-таки не стоит. И если раз за разом вместо смеха вы получаете расстроенные лица, возможно, стоит поработать над вашей подачей.

  • Не обижайте себя. Это тоже важно. Если у вас правда такое чувство юмора, и вам совсем-совсем нормально, то самоуничижительные шутки могут остаться. Но если в итоге вам неприятно и хочется как-то эту затею прекратить, вы имеете полное на это право. Подумайте, действительно ли вам комфортно смеяться над собой, и если ответ «нет», попробуйте что-то изменить в вашем стиле общения. 

  • Учитывайте контекст. На школьном собрании и на новогоднем корпоративе одна и та же шутка может получить очень разную реакцию. Не забывайте об этом и адекватно оценивайте свою аудиторию.

Вот, собственно, и всё. Если вы будете стараться следовать этим правилам (что, конечно, необязательно, но было бы здорово), то комфортно и смешно будет не только вам, но и окружающим. А теперь давайте поговорим про теорию юмора: почему какие-то шутки работают, а какие-то — нет, зачем вообще мы смеёмся и можно ли как-то развить чувство юмора.

Теории юмора

3_detail.png

Одна из популярных теорий юмора называется «доброкачественным нарушением» (иногда — «мягким»). Для того чтобы такие шутки работали, необходимы следующие условия:

  • ситуация нарушает какие-то нормы;

  • это нарушение безобидно и не несёт для аудитории никакой опасности;

  • первые два пункта происходят одновременно.

Нарушения угрожают нашим убеждениям по поводу мира — что-то кажется неправильным. Например, по этой схеме работает чёрный юмор: социальные нормы и различные моральные ценности нарушаются, но фактически ничего плохого не происходит, и комик (или шутник) не спешит воплощать свои слова в реальность с помощью конкретных действий. 

Для того чтобы нарушение было мягким (или доброкачественным), автору шутки нужны:

  • психологическая дистанция (что-то произошло много времени назад, не кажется реальным или произошло с другими людьми);

  • объяснение, которое делает ситуацию приемлемой (так, например, контекст убирает опасность драки, если она происходит понарошку, и вся ситуация вызывает смех у её участников и зрителей).

Но также как доброкачественное нарушение работает и веселит людей, иногда этого может и не произойти. Вот в этих случаях:

  • ситуация полностью доброкачественна — нет никакой угрозы, никакого нарушения (поэтому мы, к примеру, не можем пощекотать сами себя);

  • ситуация полностью опасна — тут уже не до смеха.

Эта теория отлично подходит для объяснения физического юмора. Вы просто спустились по лестнице и ничего не произошло — полностью доброкачественная ситуация. Улыбку она вызовет вряд ли. Вы упали с лестницы и серьёзно пострадали — полностью опасная ситуация, в которой тоже смешного мало. 

Но вот если вы упали с лестницы, но отделались лёгким испугом, то вы вполне можете посмеяться со своей неуклюжести. Когда это случается с другими, нам тоже смешно. Вспомните, например, фильмы с Чарли Чаплином, падения которого веселили миллионы людей. Похожие ситуации работают и в мультиках.

Теория превосходства

Авторами этой теории юмора считаются Платон, Аристотель и Гоббс. По названию можно понять, что мы смеёмся тогда, когда считаем себя лучше человека, над которым смеемся. Смешными считаются ошибки других людей, которые они делают у нас на виду, дефекты внешности, падения и прочее.

Конечно, эта теория не абсолютна. Что хорошо, потому что юмор она окрашивает не в самые приятные оттенки. Из современных примеров под неё отлично подходят популярные в нулевые анекдоты про блондинок.

Теория облегчения

Согласно этому подходу к изучению юмора, помогает уменьшить стресс и получить эмоциональное облегчение. Во время «затравки» растёт напряжение, а затем, когда мы узнаём, чем кончается шутка, происходит разрядка.

Теория несовместимости

Хорошим примером использования этой теории является «правило трёх». Во время рассказа человек перечисляет две вещи, которые мы ожидаем, а затем упоминает третью, и она-то нас смешит, так как разрушает ожидания и нарушает правила (похоже на теорию доброкачественного нарушения). 

Пример шутки с использованием этого правила: «В комнате стояло трое: он, она и острый вопрос, что будет с Россией». Также по этому правилу работают анекдоты, в которых три человека заходят в бар. 

Теория игры

Согласно этому подходу, смех — социальное поведение. Поэтому в ситкомах добавляют закадровый смех, а в кинотеатре или в компании друзей вероятность засмеяться вслух куда больше, чем при просмотре фильма в одиночку.

Исследователи, разрабатывающие эту теорию, считают, что юмор используется как условный сигнал в разговоре — что-то, что казалось серьёзным, на самом деле таковым не является. Это меняет траекторию обсуждения и, если повезёт, вызывает улыбку у вашего собеседника.

Разбор шуток по составу

4_detail.png

Шутка обычно состоит из двух основных частей: затравки и кульминации, или, как говорят комики, из сетапа и панчлайна. Во многих юмористических передачах людям задают самый обычный вопрос. Например, «что было самое сложное, что вы делали на кухне». Сетап произошёл, и теперь участники должны придумать панчлайн — смешной ответ, который сломает ожидания аудитории. 

Чтобы это сделать, для начала ожидания надо сформулировать. Какой ответ самый простой и понятный каждому? Фактический. Самое сложное на кухне — это готовить какое-то необычное блюдо. Но можно отойти чуть дальше от этих ожиданий и сказать, что строение ракеты — то самое сложное занятие, которое происходит на вашей кухне. Зрители не ожидают этого, но это всё ещё не особо смешно. 

Если пойти по более ироничному пути, можно сказать, например, что вам сложно и лапшу кипятком залить. Такой ответ тоже разрушает ожидания. Но чтобы ещё совсем отойти от ожидаемых ответов, физическое действие можно заменить на интеллектуальное: ругаюсь с женой, объясняю сыну, что не нужно совать пальцы в розетку, или думаю о смысле жизни в 3 часа ночи. Мы не утверждаем, что это самые смешные ответы из всех возможных. Но это неплохой пример логики рассуждений, которая поможет в такой ситуации.

Подача — тоже очень важно. Даже самую гениальную шутку можно испортить слабой подачей. Ни в коем случае не начинайте путаться в словах, проверять реакцию аудитории или (вот это вообще табу) объяснять людям, где смеяться. Просто доверьтесь шутке и позвольте окружающим самостоятельно понять, что это была именно она. Также никогда не будет лишним добавить деталей, чтобы и затравка, и кульминация получились более образными и интересными.

То, что ожидаемо, — не смешно. Поэтому часто комики связывают между собой две вещи, которые на поверхности не имеют ничего общего. Это застаёт людей врасплох. Что общего между водителем автобуса и зелёным помидором? Мы не знаем, но в этом вопросе точно спрятана какая-то шутка. Панчлайны в шутках нельзя предугадать, поэтому они и смешные.

Как шутить смешно

5_detail.png

Одними теориями сыт не будешь. Смешон тоже! Вот несколько практических советов по развитию чувства юмора:

  • Попробуйте преувеличивать ситуацию. Люди ожидают одного масштаба вашей истории, а вы доводите её до абсурда. Неплохо сработает сарказм.

  • Говорите чуть медленнее. Делайте паузы и расставляйте акценты, чтобы полностью захватить внимание своих слушателей.

  • Будьте спокойны. Нервный язык тела — злейший враг юмора. Если вы будете заметно переживать, то и людям вокруг станет некомфортно. А в таком состоянии оценить шутку нелегко, особенно когда её автор очень хочет, чтобы её оценили.

  • Не останавливайтесь. Даже если никто не смеётся, просто спокойно завершите свою историю. Не акцентируйте внимание на неудачном моменте и не переживайте лишний раз. Непростая публика, подумаешь! В следующий раз получится лучше. 

Ну и, конечно, посмотрите пару стендап-выступлений. Скорее всего, вы заметите, что аудитория смеётся даже с самых простеньких шуток. А всё потому, что у хороших комиков гениальная подача, которая делает смешными обычные истории и не очень остроумные панчлайны. Они уверены в себе и спокойны. Научиться этому можем и мы с вами.



96
0
0
Материалы по теме
0 комментариев