- — Этапы развития общения у детей
- — Методы развития общения
- — Факторы, влияющие на развитие общения
- — Игры на развитие навыков общения
Развитие общения детей: ключевые этапы и методы
Этапы развития общения у детей
Стадии развития общения у детей включают несколько важных этапов, которые помогают малышам осваивать различные навыки коммуникации. Взаимодействие детей со взрослыми — это первый и основной источник обучения и понимания мира, ведь общаться они начинают ещё задолго до того, как научатся говорить. До 7 лет у ребёнка сменяются 4 основные формы общения со взрослыми.
-
Ситуативно-личностная форма общения (у новорождённых). На этом этапе дети только начинают развивать навыки общения. Они выражают свои потребности с помощью криков, плача или смеха. Реакции окружающих на эти сигналы отражаются на малыше, что способствует дальнейшему развитию его коммуникативных навыков (улыбка, движения, взгляд в глаза взрослого). Например, малыш начинает плакать, чтобы напомнить маме о голоде и удовлетворить потребность.
-
Ситуативно-деловая форма общения (у детей с 6 месяцев до 3 лет). На этом этапе дети начинают воспринимать взрослого как сотрудника, помощника и участника совместных дел. В этот период ребёнку мало улыбок и взглядов, он требует, чтобы взрослый стал партнёром во всём, что он делает.
-
Внеситуативно-деловая форма общения (младший дошкольный возраст). На этом этапе дети начинают всё больше познавать мир, общаться и коммуницировать со взрослым. Они могут задавать вопросы, описывать свои ощущения и пересказывать происходящее. Проявляется любопытство, а взрослый выступает в роли человека, который знает всё. На этом этапе у детей также проявляется потребность в уважении.
-
Внеситуативно-личностная форма общения (старшие дошкольники). На этом этапе ребёнок становится полноценным членом общества и его интересуют уже не только животные и природа, но и работа взрослых, взаимоотношения с другими людьми. Появляется потребность в понимании и сочувствии. В этой фазе ребёнок способен исправлять ошибки, менять точку зрения для того, чтобы совпасть с мнением взрослого.
В развитии общения со сверстниками выделяют 3 ключевых этапа:
-
Эмоционально-практический этап (2–4 года). На этом этапе дети общаются с другими, прежде всего, через эмоции и практические действия. Они начинают понимать эмоциональные сигналы, улыбки и плач своих сверстников. Дети ещё не умеют говорить полноценными предложениями, поэтому выражают свои эмоции и нужды через жесты и простые слова. Такой опыт учит ребёнка ладить, договариваться и находиться в коллективе.
-
Ситуативно-деловой этап (4–6 лет). На этом этапе дети уже умеют говорить более сложными предложениями и начинают использовать для общения язык, а не жесты и эмоции. Они учатся принимать решения в игровых ситуациях, решать конфликты и справляться с проблемами во время совместных занятий.
-
Внеситуативно-деловой этап (6–7 лет). На этом этапе дети начинают общаться со сверстниками не только в пределах игр, но и в любых других ситуациях. Они могут обсуждать различные темы и рассказывать о своих интересах и желаниях. Дети на этом этапе активно взаимодействуют с окружающими и обмениваются мнениями.
Каждый из этих этапов важен для развития коммуникативных навыков у детей. По мере того как они растут и погружаются в мир общения со сверстниками и взрослыми, они приобретают всё больше навыков и опыта. Поддерживая их в этом процессе, мы способствуем благополучному развитию их психики и создаём благоприятную основу для успешных взаимодействий в будущем.
Методы развития общения
Развитие навыков коммуникации — один из ключевых аспектов в гармоничном развитии ребёнка. Умение эффективно общаться позволяет детям успешно взаимодействовать с окружающими, развивать социальные навыки и достигать поставленных целей. Однако не все дети обладают этим навыком с рождения, поэтому важно знать, какие методы и подходы помогут им эффективно развить эту способность.
-
Ролевые игры. Важно, чтобы дети имели возможность сыграть любого персонажа и любую ситуацию. Например, простая игра в куклы или постановка сценки из любимой книги или мультика, где каждый участник будет играть определённую роль. Такие игры помогут детям научиться высказывать свои мысли, вставать на место другого человека и понимать его ощущения.
-
Разговоры о чувствах. Важно создать открытую атмосферу для выражения чувств. Родители, учителя, братья и сёстры, бабушки и дедушки могут спросить: «Как ты себя чувствуешь?», «Что расстроило тебя сегодня?», «Как думаешь, почему Вася повёл себя именно так?». Такие вопросы помогут детям осознавать свои и чужие эмоции и научиться говорить о них.
-
Оценка не ребёнка, а поступка. Вместо того чтобы критиковать или хвалить самого малыша, важно обращать внимание конкретно на его поступки. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты самый красивый ребёнок на свете», можно сказать «Я заметила, что ты сегодня сам оделся и удачно подобрал цвета своего образа».
-
Поощрение контакта с другими детьми. Детям очень важно развивать социальную позицию, поэтому поощряйте их за то, что они здороваются, задают вопросы и устанавливают контакт с другими детьми.
-
Разговоры об опыте взрослых. Для развития общения у детей полезно делиться собственным опытом. Рассказывайте им интересные, неловкие, сложные и полезные истории из своей жизни, как находили выход из них, и спрашивайте их мнение на различные вопросы и ситуации.
-
Обсуждение прочитанного и просмотренного. После чтения книги или просмотра фильма обсудите с ребёнком его впечатления. Задавайте вопросы о главных героях, сюжете и уроках, которые он извлёк. Такие беседы помогут детям развить воображение, критическое мышление и аналитические навыки.
-
Секции и кружки. Участие в групповых занятиях (спортивные секции, музыкальная школа, подготовка к школе, рисование, танцы, вокал) помогает детям научиться сотрудничать и общаться с другими. Они учатся прислушиваться к чужому мнению, высказывать свои идеи и решать конфликты.
Все эти методы помогают детям развивать навыки общения с окружающим миром и лучше понимать других людей. Важно помнить, что развитие общения — это длительный процесс, и к каждому ребёнку следует относиться индивидуально, учитывая его возраст и особенности характера.
Факторы, влияющие на развитие общения
Способность устанавливать контакт с окружающими, выражать свои мысли и понимать других — это важный навык, который активно формируется в раннем детстве. Однако развитие общения у детей может быть подвержено влиянию различных факторов, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
-
Пример, который родители и другие взрослые создают своим поведением. Всем известно, что дети наблюдают за взрослыми и зачастую копируют их поведение. Если взрослые ведут себя вежливо, умеют слушать и с уважением относятся к другим, дети будут брать это на вооружение. Также и наоборот — если ребёнок наблюдает за спорами, конфликтами и оскорблениями между взрослыми, он запоминает такое поведение.
-
Поддержка и поощрение со стороны родителей и учителей. Когда взрослые поддерживают детей в их попытках заводить знакомства и дружить, это помогает им чувствовать себя увереннее.
-
Общение со сверстниками. Коммуникация с другими детьми в саду или на площадке во дворе также влияет на развитие навыков общения. Дети могут учиться делиться игрушками, стараться слушать друг друга и находить компромиссы. Такие ситуации помогают им понять, что общение — это двусторонний процесс, и важно учитывать интересы и желания другого человека.
-
Возрастные особенности. На каждом этапе развития дети осваивают новые коммуникативные навыки. Например, малыш, который только начал учиться говорить, будет использовать простые слова и жесты для обозначения своих потребностей и желаний, а старший дошкольник выражает свои мысли и чувства уже понятным языком, аргументируя свои мысли.
Игры на развитие навыков общения
В мире смартфонов и соцсетей реальное общение между детьми становится всё менее значимым. Вместо разговоров и прогулок дети общаются через сообщения и проводят время в онлайн-играх. Однако навыки живого общения — это важнейшая составляющей успешной социализации и адаптации в обществе. Поэтому игры, способствующие развитию навыков общения у детей, становятся всё более актуальными и необходимыми.
-
Одна из таких игр — «Коровы, собаки, кошки». В этой игре ведущий шёпотом называет каждом ребёнку животное, которым предстоит стать. Затем дети с закрытыми глазами перемещаются по комнате и как только слышат звук своего животного, начинают двигаться ему навстречу. Найдя друг друга, передвигаются уже вдвоём. Игра продолжается до тех пор, пока каждая команда из коров, собак и кошек не будет собрана. Эта игра помогает детям научиться слышать друг друга, бережно относиться к другим и в целом развивает слуховое внимание.
-
Другая интересная игра, способствующая развитию навыков общения, называется «Пресс-конференция». В этой игре выбирается одна известная всем детям тема. Например, «Питомцы», «Друзья» или «Игрушки». Один ребёнок играет роль гостя, пришедшего на конференцию, а остальные задают ему вопросы на выбранную тему. Цель игры — развить желание общаться, научиться поддерживать беседу и задавать вопросы на определённую тему.
-
Ещё один вариант — игра «Пусть всегда будет...». В этой игре детям предлагается поочерёдно придумать своё желание и озвучить его, начиная с «пусть». Далее все дети хором кричат «Пусть всегда будет…», а один добавляет, например, «мама». Таким образом, дети учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и делиться ими.
Таким образом, развитие общения детей — это многоступенчатый процесс, включающий в себя ряд ключевых этапов. Начиная с раннего детства, ребёнок осваивает навыки общения, начиная с простейших форм, затем учится взаимодействовать с окружающими, формулировать свои мысли и идеи, принимать участие в диалогах и решать конфликты. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален и нуждается в индивидуальном подходе к развитию коммуникативных навыков. Родители и учителя играют ключевую роль в создании поддерживающей и стимулирующей среды, способствующей развитию раскрепощению и общению ребёнка с окружающими. В целом развитие этого навыка — это важный аспект формирования личности малыша, который будет полезен во всех сферах его дальнейшей жизни.