- — Влияние способностей на будущий успех
- — А какие они бывают, эти способности?
- — А если способности не проявляются?
Способности ребёнка
Влияние способностей на будущий успех
Чтобы ваш ребёнок вырос счастливым и здоровым в плане эмоционального и психологического благополучия, важно его любить. Вот так вот! Вы сейчас, наверное, в шоке, но позвольте добавить ещё одно важное замечание: любить мало, надо делать это так, чтобы ребёнок хотя бы отдалённо догадывался, чем это вы таким занимаетесь.
Дело в том, что многие родители очень уважают так называемое «ежовое воспитание». Берём ребёнка, берём ежовые рукавицы и помещаем одного в другие. Что получаем на выходе? Ну, допустим, ежа. Не в том смысле, что ваше дитятко превратится в зверушку, это вряд ли. Но вот уровень эмоционального интеллекта как у ежа и колючую реакцию на любые ваши действия и слова в будущем заполучить можно вполне. Нам с вами это, надеемся, не нужно.
Собственно, как это связано с разговором о способностях? А напрямую! Важно понимать, какие способности у детей развиты сильно, а какие находятся на средненьком уровне, чтобы не лепить балерину из дочки со склонностями к математике. Потому что иначе вы лишь нанесёте человеку глубокие обиды и окажетесь в ситуации тотального непонимания и пропасти между вами.
Конечно, желание отдать сына в музыкальную школу или спортивную секцию, что подтолкнуть к всестороннему развитию, — это дело бравое. Но вот если сынок брыкается, упирается и кричит, что хочет на шахматы, может быть, на это стоит обратить внимание. Экстренное сообщение! К желаниям своих детей стоит прислушиваться! Да, даже когда они маленькие и ничего ещё не понимают. Да, даже когда они подростки и ничего уже не понимают.
А какие они бывают, эти способности?
Способности у своего ребёнка можно обнаружить совершенно случайно, но можно и выследить намеренно. Надеваем свой лучший детективный костюм (пенсне и большая шляпа приветствуются) и начинаем собирать улики. Сделать это можно следующими способами:
-
Посмотрите на своего ребёнка! Внимательнее… Ещё внимательнее! Наблюдение — отличный способ обнаружить способность-другую. Рассмотрим это на примере лягушек: что ваша дочка любит с ними делать? Ловить или рассматривать, рисовать, читать или сочинять о них рассказы? Нам сложно вам это говорить, но лягушки её могут не волновать вовсе. Может, ей нравится играть в классики или разговаривать по душам с соседской кошкой. Запомните эту информацию, мы будем использовать её в дальнейшем!
-
Поиграйте со своим ребёнком. Но не от чистой души, а со скрытым умыслом. Обратите внимание, какие игры он предпочитает, какие роли выбирает и как ведёт себя на протяжении игры. На этом этапе можно отметить качества и способности ребёнка, особенности его характера.
-
Займитесь делом. То есть сейчас, когда у вас есть определённые подозрения по поводу того, к чему ваше чадо питает склонность, проверьте свои предположения на практике. Если кажется, что у вас растёт маленький астроном или акробат, займитесь с ним какой-нибудь связанной с этим активностью. Если кажется, что ребёнок имеет склонность к текстам и словам, попробуйте сочинить с ним небольшой рассказ.
Чтобы понять, в чём ваш малыш показывает хороший результат, надо в принципе знать, какие способности учеников бывают на этом свете. Ниже мы привели самые распространённые из них. Конечно, их намного больше, но при поиске того самого затаённого задатка можно отталкиваться от этих базовых характеристик.
Художественные задатки
Этим ребятам интересно лепить, рисовать и создавать неизвестные доныне направления декоративно-прикладного искусства: «Мам, смотри, это енот из шишек и его друг — сырный филин». Обычно у них есть миллион идей, что и как соорудить руками, и они с большим удовольствием их реализуют, если предоставляется возможность.
Музыкальные способности
Дети с такими задатками активно реагируют на звуки. Они повторяют за птицами их трели, узнают знакомые мелодии и нередко создают песенки собственного сочинения. Хорошей идеей может стать музыкальная школа, если сам ребёнок в этом заинтересован.
Артистические данные
Ребята с талантами к публичным выступления с раннего детства могут показывать свои способности. Скорее всего, они любят устраивать семье маленькие представления, находиться в центре внимания и рассказывать истории, активно жестикулируя.
Литературные способности
Заметить эти данные будет несложно. Если ваш ребёнок любит читать, имеет развитую фантазию и большой словарный запас, вероятно, у него есть литературные склонности.
Спортивные задатки
Ваш малыш подвижен, всегда оказывается на первом месте в дворовых соревнования и любит активные игры чуть больше, чем среднестатистический ребёнок? Спросите, хочет ли он пойти в спортивную секцию. Возможно, из него получится отличный спортсмен.
Технические склонности
Эти задатки обнаружить несложно. Обратите внимание, как именно малыши играют: просто устраивают сражения солдатиками, а из конструкторов строят домики, или пытаются понять, как устроены механизмы внутри игрушек, соединить фрагменты двух разных кукол, чтобы создать новую.
Такие дети любят всё ремонтировать, их интересуют механизмы и правила внутренней работы вещей. Мы рекомендуем вовлекать их в несложный ремонт по дому, чтобы не получить улучшенную версию настенных часов, которые теперь спешат на 45 минут.
Математические таланты
Ребёнку с этими задатками легко запоминать знаки, символы и решать задачи на логику. Такие дети интересуются геометрическими фигурами, любят сравнивать предметы и определять их в ту или иную категорию.
Задатки лидера
Эту склонность ещё называют коммуникационными способностями. Об их наличии идёт разговор, если ваш ребёнок легко ладит со сверстниками и взрослыми, любит руководить игровым процессом с друзьями (и у него это действительно получается).
Также таких детей часто интересуют причины, которые стоят за поведением людей. Они могут по несколько раз уточнять у вас, а почему что-то делать нельзя. Но не потому, что не хотят слушаться — они просто пытаются лучше разобраться в том, как работает ваш мозг.
А если способности не проявляются?
Эта проблема также известна как «мой ребёнок ничего не хочет и ему ничего не надо». Нередко такие убеждения родителей подкрепляются комментариями учителей об отсутствии у ребёнка способностей. Что же, не верьте таким учителям!
Да, вы всё правильно прочли. Во-первых, педагоги, которые позволяют себе настолько категоричные высказывания, скорее всего, не абсолютно талантливы в своём деле (если вы понимаете, о чём мы). А во-вторых, не бывает людей без способностей и талантов. У вашего малыша, как и у любого другого человека на планете, точно есть вещи, которые получаются лучше, чем у многих. Главное — их найти.
Ведь тогда и ребёнку приятно будет заниматься чем-то, в чём он хорош, и ваша душа будет спокойна. Говорите со своими детьми, попытайтесь узнать от них напрямую, что им нравится делать и в чём они хотели бы преуспеть. И главное, не пытайтесь «слепить» себе идеального ребёнка из того, который у вас уже есть. Дело это гиблое и для обеих сторон неприятное. Лучше помогите своему малышу найти и развить уже имеющиеся таланты. Запаситесь терпением и действуйте бережно и с любовью.