- — Основные виды памяти
- — Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
- — Как научить ребёнка запоминанию
- — Упражнения тренирующие двигательную память:
- — Как развивать умственную деятельность дошкольника
Особенности и виды памяти у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это период интенсивного развития памяти, когда ребёнок активно использует непроизвольную память и начинает развивать произвольность внимания. В этой статье мы рассмотрим виды памяти у детей дошкольного возраста и особенности её развития.
Основные виды памяти
Существует множество видов памяти, которые можно классифицировать по разным критериям.
Особенности психической активности подразделяют память на:
-
Двигательную память. Она связана с освоением ребёнком различных движений, таких как переворачивание, сидение, ходьба, письмо и игра. Младенец учится выполнять эти движения, запоминая их последовательность и связь между ними.
-
Образную память. Она остаётся ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Ребёнок активно знакомится с окружающим миром, получает объём информации и впечатлений, требующих обобщения. Он запоминает образы, запахи и детали окружающего мира.
-
Эмоциональную память — ребёнок сохраняет переживания, чувства и эмоции.
-
Словесно-логическую память. Она связана с усвоением ребёнком человеческой культуры и традиций через общение и слова. В дошкольном возрасте ребёнок начинает понимать и использовать речь, что способствует развитию его памяти.
Память также подразделяется по длительности её сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной.
Кратковременная память позволяет удерживать информацию на короткое время, например, при выполнении заданий или в процессе игры.
Оперативная память — хранение информации на определённый промежуток времени, необходимый для выполнения задачи. После решения задачи информация может перейти в долговременную память.
Долговременная память — хранение информации на неограниченный срок. Информация в этой памяти может быть генетической, образной, словесно-логической и двигательной. Она важна для накопления жизненного опыта и формирования личности ребёнка.
Особенности нашей памяти разделяются и по характеру её целей. Она может быть непроизвольной или произвольной. В дошкольном возрасте преобладает непроизвольная память, когда ребёнок не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Запоминание происходит независимо от сознания и зависит от характера деятельности и личности ребёнка. Дошкольник запоминает то, на что обратил внимание, что произвело на него впечатление. Но также в это время ребёнок начинает развивать и произвольную память, когда он сознательно пытается запомнить информацию, учиться это делать. Однако непроизвольная память продолжает играть важную роль, особенно в процессе обучения и развития.
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Дошкольным возрастом принято считать период от 3 до 7 лет. В это время большинство детей уже чётко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребёнка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением.
В этот период развиваются различные виды памяти: словесная, механическая, смысловая и образная. Внимание также претерпевает существенные изменения, становясь более организованным и произвольным.
Непроизвольное запоминание у дошкольников может быть прочным и точным, если события вызывают эмоциональную значимость и оставляют после себя сильное впечатление. У большинства детей хорошо развиты непосредственная и механическая память, особенно в среднем дошкольном возрасте.
Совершенствование памяти в дошкольном возрасте тесно связано с развитием умственной деятельности и мыслительных операций. Дети учатся применять специальные приёмы запоминания и припоминания, такие как анализ, синтез, сравнение и установление смысловых связей.
Существует несколько особенностей запоминания у детей дошкольного возраста, среди которых выделяется игровой подход к обучению. Дети лучше запоминают информацию, когда они играют и активно участвуют в процессе обучения. Поэтому использование игровых методик и интересных заданий помогает им лучше усваивать новые знания.
Также важным фактором является повторение материала. Дети дошкольного возраста запоминают информацию лучше, когда они многократно возвращаются к ней и повторяют её. Постепенное углубление в материал и его повторение на разных этапах обучения способствует более качественному запоминанию.
Окружение также играет важную роль в процессе запоминания у детей дошкольного возраста. Уютная и спокойная обстановка способствует лучшему восприятию информации и её сохранению в памяти. Поэтому важно создать комфортные условия для обучения и развития детей.
Как научить ребёнка запоминанию
В целом запоминание у детей дошкольного возраста характеризуется высокой пластичностью и способностью к быстрому усвоению информации. С учётом особенностей их памяти можно эффективно организовать обучающий процесс и помочь детям успешно усваивать новые знания и навыки.
Запоминание является одним из ключевых навыков, которые помогают детям учиться и развиваться. Вот несколько советов, которые помогут научить ребёнка запоминанию:
-
Создайте мотивацию. Объясните ребёнку, зачем ему нужно запоминать информацию, и покажите, как это может пригодиться в будущем.
-
Используйте разные методы запоминания. Ребёнку может быть интересно попробовать различные техники, такие как мнемоника, ассоциации или рифмовки.
-
Разбейте информацию на части. Помогите ребёнку разбить большие объёмы информации на более мелкие части, которые легче запомнить.
-
Практикуйте повторение. Регулярное повторение изученного материала помогает закрепить информацию в памяти ребёнка.
-
Создайте ассоциации. Связывайте новые знания с уже знакомыми понятиями или образами, чтобы облегчить процесс запоминания.
-
Обучайте ребёнка техникам визуализации. Визуализация помогает представить информацию в виде картинок или сцен, что облегчает её запоминание.
-
Обеспечьте комфортную обстановку. Создайте условия, в которых ребёнок сможет сосредоточиться и не отвлекаться на посторонние раздражители.
-
Хвалите ребёнка за успехи. Поощряйте ребёнка за успешное запоминание, это поможет ему чувствовать уверенность в своих силах и продолжать развиваться.
-
Будьте терпеливы. Запоминание — это процесс, который требует времени и усилий. Будьте терпеливы и поддерживайте ребёнка на пути к успеху.
-
Используйте игры и развлечения. Превратите процесс обучения в игру, чтобы заинтересовать ребёнка и сделать процесс запоминания более приятным.
Упражнения тренирующие двигательную память:
-
«Кукловод»: попросите ребёнка закрыть глаза, а сами, придерживая его за плечи, проведите его по заданному маршруту (например, три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперёд). Затем попросите ребёнка повторить маршрут самостоятельно, открыв глаза.
-
«Слушай и исполняй»: придумайте несколько движений и назовите их ребёнку, не показывая. Попросите малыша повторить движения в нужной последовательности.
-
«Повторяй за мной»: встаньте в центр и начните показывать комплекс движений под музыку. Ребёнок должен повторять за вами. Увеличивайте скорость музыки и сложность движений.
-
«Лабиринт»: поставьте ребёнка в любую точку комнаты и диктуйте ему маршрут (например, 2 шага вправо, 1 вперёд, 3 назад, 2 влево). Ребёнок должен двигаться согласно вашим указаниям. Усложните задание, добавляя прыжки, приседания и хлопки.
-
«Крокодил»: ребёнок загадывает животное и показывает его жестами и движениями. Остальные участники должны угадать животное.
Упражнения для тренировки зрительной памяти у дошкольника:
-
Повтори орнамент: взрослый создаёт орнамент из пуговиц, бусинок или других предметов, а затем перемешивает их. Задача ребёнка — восстановить узор.
-
Цветные карточки: выложите несколько карточек разного цвета в ряд, затем уберите их и попросите ребёнка назвать цвета, которые были представлены.
-
«Что изменилось?»: разместите на столе несколько игрушек или фигурок, затем попросите ребёнка отвернуться и измените что-то в композиции. Задача ребёнка — определить, что изменилось.
-
Найди отличия: предложите ребёнку найти отличия на картинках или в композиции из спичек, бусинок и других предметов.
-
Таблицы Шульте: покажите ребёнку таблицы с цифрами или буквами, расположенными в случайном порядке. Задача ребёнка — найти цифры или буквы в правильном порядке.
Упражнения для тренировки ассоциативного вида памяти:
-
Игры со смысловыми ассоциациями. Например, назвать продукты по категориям — овощи, фрукты, ягоды.
-
Рассказывать короткие истории или последовательности событий нарисованных картинок и просить ребёнка их воспроизвести.
-
Игра «Кому-что». Например, кому нужна ручка? Мальчику, который пишет.
-
Одевание кукол/игрушек. Ассоциировать одежду с определённым видом (летняя, зимняя и т. д.).
-
Игры с рифмами и ассонансами. Например, назвать что-то красное, а потом попросить подобрать рифмующееся слово.
-
Составление историй по картинкам, где нужно сопоставить детали.
-
Использование считалок, загадок и стихов — запоминание последовательности слов и образов.
Все эти упражнения помогают ребёнку формировать логические связи и ассоциации. Главное чередовать действия с небольшими перерывами и положительной обратной связью!
Будущее ребёнка за вами!
В целом развитие памяти у детей дошкольного возраста имеет большое значение для их обучения, воспитания и личностного становления. Уделяя внимание развитию памяти ребёнка, родители и педагоги могут способствовать его успешному развитию и подготовке к школе.