К статьям
Самооценка подростка: как формируется и как повысить?

Самооценка подростка: как формируется и как повысить?

661
Время прочтения: 10 минут
Самооценка подростка: как формируется и как повысить?
Содержание статьи
Показать
  • — Особенности формирования
  • — Уровни
  • — Диагностика
  • — Причины низкой самооценки
  • — Как повысить самооценку?
По данным научных исследований, не менее 30% парней и девушек в возрасте от 14 до 17 лет недовольны своей внешностью. Хотеть что-то изменить в себе — вполне нормально, но вот не верить в свои силы уже не очень хорошо. Формирование самооценки играет важную роль в процессе становления личности. Это период, когда молодые люди начинают определять свои ценности, устанавливать цели и формировать идентичность. Важно, чтобы в это время у подростка сложился адекватный уровень отношения к себе, ведь это позволит ему чувствовать себя уверенным и способным к развитию. Сегодня узнаем, как формируется подростковое самовосприятие, а также рассмотрим некоторые методы, которые помогут его повысить.

Особенности формирования

Подростковый возраст — это один из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Формирование самооценки подростка — это процесс, во время которого у него начинает складываться представление о собственной ценности, способностях, возможностях. 

Самооценка формируется преимущественно в результате социальной адаптации. Отношения с друзьями, семьёй и коммуникация в школе могут сильно повлиять на его уверенность и чувство собственной ценности. Похвала или, наоборот, негативные комментарии, оценки, обратная связь закладывают основы отношения к себе. Считается, что девочки обычно оценивают себя ниже, чем мальчики. На их уверенность влияют знакомства, общение, внешний вид, у парней же — физические, интеллектуальные и волевые качества.

Подростковой самооценке свойственна изменчивость. Она может колебаться в зависимости от внешних воздействий и сравнения с другими людьми. Дети часто переживают неуверенность и негативные эмоции по отношению к себе, но после получения комплимента или похвалы отношение к себе может измениться.

Отношение к себе в подростковом возрасте зависит от некого эталона. Подросток оценивает себя и сопоставляет свои качества, успехи, достоинства и недостатки с кем-то, кого считают идеальным. Эталон может быть разным в каждой сфере — внешности, успехах в учёбе и спорте, популярности и т. д. 

Развитие самооценки в подростковом возрасте — это сложный и индивидуальный процесс. В этот период ребёнок начинает сталкиваться с новыми требованиями и ожиданиями окружающих, проблемами самоидентификации и поиска своего места в обществе. 

2_detail.jpg

Уровни

Уровень самооценки — это один из важнейших аспектов психологического благополучия ребёнка. Подростковый период сопровождается множеством перемен и трудностей, неизбежно влияющих на самовосприятие. Уровень подросткового самовосприятия психологами оценивается либо как адекватный, либо как искажённый — заниженный или завышенный.

Адекватная самооценка. Означает, что подросток осознаёт свои сильные и слабые стороны, а также принимает их без излишнего преувеличения или преуменьшения. Относится к себе и окружающим реалистично, стремится к постоянному росту и самосовершенствованию. Он не ставит перед собой нереальных целей, а справедливо оценивает свои возможности. Такой ребёнок обычно активен и общителен, любит узнавать новое и адекватно воспринимает критику.

Завышенная самооценка. Проявляется, когда подросток слишком высоко оценивает себя и свои способности. Он переоценивает свои достижения и часто недооценивает усилия других людей. Критику воспринимает как угрозу, постоянно пытается доказать всем свою значимость. Зачастую такие подростки на самом деле боятся почувствовать себя никчёмными и ненужными, поэтому постоянно вовлечены в активную деятельность. Друзей такому ребёнку завести сложно, он не может с кем-либо найти общий язык, а его оценивают как высокомерного.

Заниженная самооценка. Возникает, когда подросток недооценивает себя и свои возможности. Он считает себя ничтожеством, не способным справиться с жизненными задачами и достичь успеха. Он может избегать новых задач или знакомств, боясь неудачи или осуждения. Часто дети с негативным отношением к себе разговаривают тихо, боятся смотреть в глаза, постоянно критикуют свои действия и извиняются за них перед окружающими, общаются мало и почти никому не доверяют.

Важно помнить, что уровень самовосприятия подростка изменчив и зависит от различных факторов: окружения и социальной среды, сравнения с другими, опыта успеха или неудач и множества других. В любом случае детям нужны поддержка и понимание родителей, учителей и близких, ведь именно с них зарождаются основы веры в себя. 

3_detail.jpg

Диагностика

Диагностика самооценки у подростков — это процесс оценки и анализа того, как подросток воспринимает самого себя. Она включает различные методики и тесты, которые позволяют выявить типичные черты того или иного уровня самовосприятия. 

  • Методика Дембо-Рубинштейна основана на определении уровня притязаний подростка. Уровень притязаний — это стремление достичь цель именно той сложности, на которую человек считает себя способным. Ребёнку предлагается оценить собственные качества на шкалах. Верхняя точка шкалы — успех, счастье, высшая оценка, низ, соответственно, неудовлетворительный результат в той или иной сфере. 

Ребёнок должен оценить на вертикальных шкалах своё состояние в разных областях — здоровье, ум, внешность, авторитет, характер, уверенность в себе и способность многое делать своими руками. По результатам теста анализируется, насколько реалистичны ответы подростка и какому уровню самооценки они соответствуют.

  • Тест Новикова «Кто я есть в этом мире?» позволяет определить, как подросток оценивает свои качества: ум, доброту, искренность, общительность, принципиальность, честность, здоровье, смелость, привлекательность и счастье. Подростку предлагается оценить качества по семибалльной шкале, где 7 — высшая оценка. Результаты теста отражают реальное мнение ребёнка о себе. 

  • Методика Будасси позволяет выявить как реальное представление подростка о себе, так и то, каким он хотел бы стать. Ребёнку предлагается 48 слов, обозначающих черты характера личности, из которых ему нужно выбрать 20 наиболее свойственных идеальному (в его понимании) человеку. 

Среди возможных слов: жизнерадостность, капризность, смелость, вспыльчивость, энергичность, упрямство, эгоизм, чуткость и другие. После выбора 20 слов испытуемый должен распределить их по значимости — от наиболее важных к менее предпочтительным. 

Диагностика самооценки подростков — это важный инструмент для понимания и поддержания их эмоционального и психологического благополучия. Она помогает выявить проблемы и сделать первый шаг к нормализации отношения к себе, что в свою очередь способствует более здоровому и успешному развитию ребёнка.

4_detail.jpg

Причины низкой самооценки

Переживая период становления и формирования личности, подростки зачастую испытывают недостаток уверенности в себе и своих способностях. Причины низкой самооценки могут быть разнообразными, однако в любом случае искажённое восприятие себя негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка, его поведении и успехах в учёбе и социальной жизни.

  • Наследственность. Некоторые подростки более склонны к низкому самоощущению из-за генетической предрасположенности. Научные исследования показали, что самооценка начинает формироваться у детей в возрасте около пяти лет и на неё напрямую влияют заложенные генами умственные и физические способности, темперамент, характер. 

Учёные даже подтвердили, что низкое самовосприятие родителей передаётся детям. Однако в детстве самоощущение исправить легче, чем во взрослом возрасте. Психологи рекомендуют начинать закладывать здоровое отношение к себе именно с ребёнка, а затем работать над собой, чтобы разорвать круг наследственной низкой самооценки.

  • Воспитание. Если ребёнка регулярно критикуют, чрезмерно опекают или, наоборот, заботятся недостаточно, это сказывается на самооценке негативно. Даже постоянные сравнения с братьями и сёстрами приводят либо к желанию доказать свою важность и значимость, либо к тотальной неуверенности в себе и даже суицидальным мыслям.

  • Буллинг в интернете. Современный подросток может проводить около 10 часов перед экраном смартфона. Многие дети решают попробовать себя в блоггинге и нередко сталкиваются с негативными комментариями, оскорблениями, публичными унижениями. Мнение сверстников и кибербуллинг — одни из самых частых причин заниженного мнения о себе.

  • Нежеланные дети практически всегда страдают от проблем с самооценкой. Такие подростки чувствуют свою ненужность, не получают должной поддержки, заботы и понимания от родителей. Они считают себя обузой, чувствуют собственную никчёмность и не способны в полной мере принять и полюбить себя. 

  • Перфекционизм и желание стать идеальным, постоянные сравнения с кем-то, кто лучше выглядит, учится, относится к родителям, издевательства учителей и сверстников в школе также могут быть причинами искажённого восприятия себя.

Подростковый период — один из самых сложных как для самого ребёнка, так и для его родителей. Низкая самооценка ребёнка негативно влияет по сути на все сферы его жизни, поэтому родителям и всем окружающим важно быть внимательными к его эмоциональному состоянию и стараться оказывать максимальную поддержку и принятие на этом непростом этапе.

5_detail.jpg

Как повысить самооценку?

Подростковый возраст часто сопровождается сомнениями и неуверенностью в себе. Однако важно помнить, что поднять самооценку возможно, применяя несколько простых и интересных методов.

  • Первый и, пожалуй, один из самых эффективных способов — фиксация достижений в дневнике. Ведите отчёт, записывая в него даже самые мелкие достижения, например, «выучил 5 новых слов на английском». Со временем это поможет увидеть, как много вы уже сделали и достигли. Помните, что каждый шаг вперёд и результат (даже незначительный) — это причина для гордости.

  • Безусловное принятие себя. Порассуждайте о том, что каждый из нас уникален, у каждого без исключения есть и сильные, и слабые стороны. Вместо того чтобы сравнивать себя с другими, сфокусируйтесь на собственных положительных качествах и талантах.

  • Составьте список из своих положительных качеств. Перечитывайте его каждый раз, когда сталкиваетесь с неуверенностью. Помните, что вы уже прекрасны такими, какие есть, и однозначно не хуже, чем кто-то из сверстников.

  • Сосредоточьтесь на учёбе и хобби. Знания и навыки придают уверенности. Учите предметы, которые вам интересны, и посещайте кружки и секции, которые приносят удовольствие. Ставьте небольшие цели и достигайте их. Можно начать с подготовки к сдаче контрольной по сложному предмету. Поставьте цель написать её на 4 или 5, а затем зафиксируйте результат. Но не расстраивайтесь из-за неудачи — это не катастрофа, а шанс попробовать снова. Часто для ощущения уверенности помогает спорт. 

  • Найдите свой стиль в одежде. Комфортный и стильный образ положительно сказывается на уверенности в себе. Поэкспериментируйте с разными стилями одежды и найдите те, которые подчёркивают вашу индивидуальность и характер. Запомните, что самая красивая одежда — это та, в которой вы чувствуете на все 100.

  • Научитесь говорить «нет». Помогать другим или соглашаться на различные авантюры порой приятно и интересно, но иногда нужно отдавать приоритет самим себе. Не бойтесь отказывать, если чувствуете, что просьбы или требования других не соответствуют вашим желаниям и интересам. Умение устанавливать границы — это важный шаг на пути к пониманию собственной ценности и повышению самооценки.

  • Попробуйте найти подработку. Работа не только поможет накопить личные деньги, но и подарит новый опыт и даст ощущение собственной независимости и самостоятельности. 

  • Поддерживающее окружение. Подростку важно окружить себя людьми, которые положительно влияют на его самооценку. Необходимо, чтобы окружающие верили в его способности и поддерживали его в принятии сложных решений. Откажитесь от общения с токсичными сверстниками или с теми, кто завидует вашим успехам.

6_detail.jpg

Таким образом, самооценка подростка — это важный компонент в его психологическом благополучии. Она формируется под влиянием множества факторов, включая взаимодействие с окружающими, внутренние установки и личностные особенности. Низкая самооценка негативно сказывается на мотивации, школьной успеваемости и социальной жизни. Однако существуют ряд способов повысить отношение к себе, включая поддержку со стороны родителей и учителей, занятие любимыми хобби, фиксация достижений. Родители и педагоги играют важную роль в поддержке подростков и помощи им в построении позитивного образа себя. Открытость в обсуждении чувств и эмоций, похвала за достижения и принятие идентичности ребёнка помогут ему развивать здоровое отношение к себе. 



661
0
0
Материалы по теме
0 комментариев