К статьям
Откуда берутся свадебные обычаи в России

Откуда берутся свадебные обычаи в России

83
Время прочтения: 10 минут
Откуда берутся свадебные обычаи в России
Содержание статьи
Показать
  • — Свадебные традиции славян: помолвка
  • — Женитьба
  • — Завершение свадьбы
  • — Магические обряды
  • — Бобыли и векши
  • — Роли на свадьбе
  • — Современное время
Свадебные обряды Древней Руси, а после Российской Империи и СССР — ожидаемо — отличались в зависимости от региона торжества. Однако некоторые ключевые особенности всё же были похожи друг на друга. Постоянными оставались три этапа торжества, каждый из которых имел свои правила исполнения.

Многие свадебные ритуалы в России, существующие сейчас, произошли именно от языческих славянских обычаев. Поэтому разобраться в истории их возникновение будет нелишним. А ещё это просто очень интересно.

Свадебные традиции славян: помолвка

Первый этап — договорный. Это период, когда молодые знакомятся друг с другом, а их семьи принимают финальное решение. Родители со стороны жениха выясняют, сгодится ли невеста, а со стороны девушки — стоит ли отдать дочь за такого молодца. В досвадебную часть входят сватовство, смотрины, рукобитье, девичник и молодечник и многие другие обычаи.

Все эти обряды имеют мало общего с христианской религией, но долгое время сохранялись, несмотря на недовольство церкви. Их корни уходят в языческое прошлое славян, и, хоть принятие православия добавило к традициям венчание, но так и не изжило дохристианские обычаи на Руси.

Сватовство

Традиционный обряд сватовства заключался в визите родни или специально нанятых представителей жениха в дом невесты. Сваты надевали лучшую одежду: валенки, шубы и тулупы (стиляги!), чтобы выглядеть достойно и показать обеспеченность семьи. Приходили они в темноте, обычно после заката, чтобы избежать осмеяния соседей в случае отказа. 

1_detail-1.png

Не принято было заявлять о желании сосватать девушку напрямую — чаще использовали иносказания и многозначительные байки-присказки. Например, часто звучало всем известное «у вас — товар, у нас — купец». Также использовались такие формулировки: «ищем овечку, не заблудилась ли», «наш охотник-то всё о вашей кунице думает» и «у нас — бык, у вас — тёлочка». Сваты как могли нахваливали жениха, рассказывали, какой он богатый, хозяйственный и вообще по всем пунктам завидный.

Смотрины

Если сватовство проходило успешно, наступало время смотрин. Родители невесты приезжали в дом будущего зятя, чтобы проверить обстановку: посмотреть, много ли скота, посуды. Это делалось для того, чтобы убедиться, что дочку отдают в обеспеченную семью.

Смотрины происходили и со стороны жениха с родителями. Они оценивали и саму невесту, хороша ли, и её домашние умения — иль домовита. Иногда случалось и так, что за невесту на смотринах выдавали ее сестру или подругу. Обычно это происходило, если девушка была некрасива по стандартам того времени или имела особенность, считающуюся тогда непривлекательной, например, шепелявила. Обман открывался уже после венчания, и так как разводы были под запретом, мужу не оставалось другого выбора, кроме как жить с женой. Стерпится — слюбится! Конечно, у обманутого супруга всегда был вариант силой заставить новобрачную постричься в монахини, но не каждый прибегал к такому радикальному решению вопроса.

Рукобитие и выкуп

Если всё увиденное семьям нравилось, наступал момент помолвки — рукобитие. В момент, когда отцы сторон жали друг другу руки, молодые считались наречёнными и выбирался день свадьбы. Руки, кстати, жали не просто так — а обернув одеждой или сукном. Это символизировало будущий достаток молодых, как и то, что семьи пока ещё не породнились.

После рукобития к свадьбе готовились меньше месяцев — обычно хватало двух-трёх недель. В это время проводились игровые части досвадебного этапа — прощание с холостой жизнью. Проводились молодечники и девичники, и последняя традиция была распространена куда шире. 

2_detail.png

Накануне свадьбы в некоторых регионах невесте принято было причитать и выть. Считалось, что чем искуснее оказывались её причитания, тем счастливее будет замужняя жизнь. Особенно распространено это было на севере, где свадьба была своеобразными похоронами невесты и перерождением в мужнем доме, уже чужой для своих родителей и родственников. Причет сопровождался попытками убежать из дома, и подруги невесты ловили девушку, успокаивали и приводили к отцу. 

На юге же Российской Империи свадьбы была не прощанием с девушкой, а — напротив — радостным событием, своеобразным карнавалом. Большое внимание уделялось обмену и торгам, и все этапы проводились весело-задорно. 

Также в игровую часть обрядов входил выкуп невесты. Сторона молодого человека предлагала выкуп деньгами или полезными в хозяйстве вещами, семьи побогаче дарили родителям невесты крупный рогатый скот и даже землю. Часто выкуп имел символическое значение, и большие деньги уплачивались за рукоделие невесты — например, за полотняные покрывала или вышитые сорочки.  

Умыкание невесты

Иногда в Древней Руси невест умыкали. Сведения об этом сохранились в «Повести временных лет», где упоминалось, что «древляне умыкали девиц у воды». Если это было обговорено заранее, процесс сопровождался игрищами и плясками. Однако случалось и такое, что предварительного договора не было. До сих пор практика похищения невест и женитьбы против воли относится к  свадебным традициям России в некоторых регионах, что, конечно, очень печально. 

Только в 1722 году Пётр I издал указ, которым запретил насильственные браки, в том числе и среди крестьян. Этот закон вызвал недовольство среди знати, так как женитьба крепостных против их воли, да и договорные браки среди боярских детей без желания молодых, были нередким явлением. 

Существовали и инсценировки похищения — самоходки. Этот сценарий разыгрывался с согласия невесты, если её родители были против брака. Иногда такое «похищение» происходило в людном пространстве, а в какой раз молодые встречались в условном месте и ехали в дом жениха.

Женитьба

3_detail.png

Вторым этапом свадебной традиции на Руси был сам день свадьбы. Приходить за невестой пешком считалось плохой приметой, поэтому свадебная процессия почти всегда состояла из повозок и людей верхом на лошадях. Нередко гуляние растягивалось на двое, а то и на трое суток. Это время проводилось в пирушках и застольях, водились хороводы и «пилось мёд-пиво». 

На второй день свадьбы молодуха отвечала на вопросы семьи жениха, подносила им еду и чарку, показывая себя с лучших сторон. Третий день кончался гуляниями и шутовством, напоминающими масленичные и новогодние обычаи. 

В некоторых регионах перед первой брачной ночью жена должна была доказать свою покорность и мягкость нрава — и происходило разувание жениха. Молодая снимала правый сапог мужа, а тот доставлял плётку из левого и ударял её. К свадебным обычаям и традициям в России нашего времени этот ритуал не примкнул — повезло.

Завершение свадьбы

Венчанием и первой брачной ночью церемония не заканчивалась, не менее важной часть считался и день после. Утром, следующим за брачной ночью, происходило бужение молодых. Гости наряжались в костюмы, приходили к дому и громко кричали и били посуду. Этот шум должен был отогнать от новобрачных собравшуюся за ночь нечистую силу. 

Не всегда повенчанные проводили ночь в доме — часто их укладывали в нежилое помещение, сарай или хлев. Эти места не отапливались, и там было очень холодно — особенно зимой. Считалось, что так молодые проведут ночь ближе друг к другу. После бужения муж с женой переселялись в хату и начинали совместную жизнь.

Также на следующий день иногда проверялась девственность жены. В случае, если подтверждения народ не получал (обидно!) — сваху и родителей девушки подвергали всеобщему осмеянию.

Магические обряды 

Свадебная магия присутствовала на всех этапах церемонии и делилась на защитную, сулящую всевозможные блага и помогающую молодым перейти в новый статус. Так, для защиты от порчи и злых духов дорогу перед новобрачными подметали метлой. От нечистой силы скрывали невест под фатой и ярким макияжем — девушки белили лица и наносили на них круги, полоски и овалы румянами. Считалось, что это отведет злой глаз. Обряд переноса невесты на руках через порог дома тоже имел скрытое значение. Считалось, что так духи предков не воспримут её как чужую, но вместо этого она как бы родится заново в доме мужа и будет принята домовыми и прочей домашней нечистью. Есть такой обычай на свадьбе в России и сегодня: жених берёт невесту на руки и вместе с ней переступает порог ЗАГСа. Вот как, оказывается, красивая традиция на самом деле уходит в глубь веков!

Для достатка и счастливой жизни молодых осыпали зерном, монетками и крупой. Считалось, что этот обряд сулит богатство, благополучие и скорое зачатие первенца.

Немало обрядов были направлены на то, чтобы помочь невестиному переходу из девичьего статуса в замужний. Традиционный поход в баню знаменовал очищение девушки от прошлых горестей, и также считалось, что с по́том из девицы уходит ее свободная воля — а это всегда приятно. Процедуру прощания с девичеством сочетали с произнесением специальных заговоров на счастье в семье и достаток. 

Также новый статус девушке приносило проведение обрядов с волосами. Девичью косу расплетали, и вместо неё плели две, ведь именно такую причёску носили замужние женщины.

4_detail.png

Культ плодородия

Большое внимание на русской свадьбе уделяли матушке-земле и окружающей природе. Правильное исполнением традиций, связанных с культом плодородия, сулило новобрачным много детей и жизнь душа в душу. Именно с этой целью молодых встречали хлебом-солью, выпекали каравай, а после венчания пару осыпали зерном. Приносить каравай на сватовство со стороны жениха — традиция старая, символизирующая единение молодых. Разрезался он только тогда, когда сваты получали согласие на брак. Подобные свадебные приметы и традиции в России существуют до сих пор, правда, каравай нередко заменяют тортом, а зерно — лепестками роз или конфетами. 

С культом плодородия связано и возникновение русского мата. Существует теория, что бранные слова берут своё начало именно как способ «оплодотворить» землю и обеспечить обильный урожай, а затем начинают применяться и в свадебных ритуалах, например, в матерных частушках. Конечно, подобные языческие нравы плохо сочетались с наставлениями православия, однако избавляться от привычных устоев славяне не спешили.

Бобыли и векши

К холостякам и незамужним на Руси относились с осуждением. Конечно, верно это не для всех регионов, но часто ситуация обстояла именно так. Парням, не нашедшим жену, давали обидные прозвища — бобыль, бабай, трутень.

Для одиноких девушек вариантов было и того больше: их звали вековухами, векшами, седыми кунами, старыми девами, пустоцветами, засиделками и перестарками. Таких женщин сторонились в деревне, не звали на праздники и даже бывшие подруги старались обходить их стороной: считалось, что разговор со старой куной сулит безбрачие или раздор в семье. Незамужние дочери не могли наследовать имущество родителей после их смерти, и нередко уходили из родной деревни в соседние волости работать няньками. Запрещено им было и наряжаться. Яркие платья и уборы были под запретом, и оставались только мрачные наряды, чтобы сразу видно было — старая дева, с ней лучше не водиться. 

Помимо дружбы с незамужней женщиной, существовали и другие плохие приметы. Считалось, что не женится тот, кого ударят метлой или заметут в его сторону мусор. Парням нельзя было стоять рядом с пряхой, чтобы она не запряла нитку им через колено, а девушкам одинокую судьбу сулила рябая кобыла, на которой объехали вокруг села. Верили, что порчу на безбрачие могли навести специально: для такого обряда использовались девичьи волосы.

Роли на свадьбе

Многие традиционные роли русской свадьбы существуют и в наше время. Например, такой обычай свадьбы в России как приглашение свидетелей, практиковался и сотни лет назад.

Дружка 

Дружкой звали брата или друга жениха, который следил за выполнением всех ритуалов. Он контролировал процесс выкупа невесты, присутствовал при венчании и веселил всех на пиру. Выбирали такого человека по его, как сказали бы сейчас, коммуникационным навыкам — дружка должен быть затейником и балагуром, хорошо торговаться и красиво говорить. Если у жениха не было подходящего знакомого, дружкой могли позвать уважаемого на деревне человека.

Подруга невесты

5_detail.png

Подружку невесты на Руси называли бояркой или шаферкой. Она сопровождала невесту, требовала выкуп и помогала проводить мероприятие. Часто боярку просили расплести невесте косу, чтобы поменять причёску на полагающуюся замужней женщине.

Дружку и боярку выбирали из числа холостых и незамужних. Согласно свадебным традиции в России сейчас, такой вариант всё ещё наиболее предпочтительный. Однако строгого правила по этому поводу нет, и часто молодые люди выбирают свидетелей из числа близких друзей, не глядя на их семейное положение.

Важными людьми на русской свадьбе были тысяцкий — счастливо женатый мужчина, отвечающий за порядок, сторож — та самая женщина, подметающая дорогу перед молодыми, чтобы прогнать злые духи, и, конечно, музыканты, скоморохи и тамада.

Современное время

Как можно заметить, многие традиции Древней Руси, пусть и видоизменённые, остались и в наше время. А иногда жених и невеста даже выбирают свадьбу в «русском стиле», и возрождают традиции древности во время своей церемонии.

Конечно, сегодня не существует строгих правил и устоев, касающихся проведения свадеб, замуж не отдают насильно и никто не причитает — разве что гости слишком сильно расчувствуются. Каждая пара решает самостоятельно, хотят они устроить пышную свадьбу или тихое венчания с парой близких людей. Мы считаем, что несмотря на зрелищность многих славянских традиций, тот факт, что они отошли на второй план — всё же к лучшему. Ведь теперь брак заключается между двумя любящими людьми, и не требует пристального внимания и контроля со стороны всей деревни, и это — лучшая из свадебных традиций и обычаев в России.



83
3
0
Материалы по теме
0 комментариев