К статьям
Стихи для развития памяти: как поэзия помогает улучшить когнитивные способности

Стихи для развития памяти: как поэзия помогает улучшить когнитивные способности

349
Время прочтения: 10 минут
Стихи для развития памяти: как поэзия помогает улучшить когнитивные способности
Содержание статьи
Показать
  • — Введение
  • — Как стихи влияют на память
  • — Как использовать стихи для развития памяти
  • — Примеры стихотворений для развития памяти
  • — Дополнительные методы развития памяти
  • — Заключение
Память — это жизнь. Без неё человек не смог бы уцелеть в таком опасном мире, эволюционировать, научиться новым навыкам. Всё, что у нас сегодня есть, — это плоды памяти. Именно она наделяет человека способностью сохранять в его голове информацию, которую он сможет использовать в будущем. Однако память — это не компьютер и не флешка, ею необходимо управлять, каждый день развивая и насыщая новыми знаниями. Так как способность помнить и запоминать свой опыт — это маяк и проводник человечества.

Но ситуация значительно изменилась с появлением интернета, портативных компьютеров и искусственного интеллекта. Теперь человеку не нужно запоминать маршруты, различные термины, имена авторов, даты и многое другое, что раньше помогало ему тренировать память. Сегодня вся информация перемещена в мобильный телефон, который можно взять с собой куда угодно. Поэтому способность запоминать необходимо тренировать отдельно, используя различные методы. Например, зубрить все станции метро или играть в ассоциации. Но самым простым и эффективным способом считается заучивание стихов. 

Как стихи влияют на наш мозг

Стихотворение — это ритмичное произведение, наполненное множеством образов, метафор и символов. Оно знакомо нам не только по урокам литературы, где необходимо было с выражением около доски рассказывать Пушкина или Есенина, но и из-за других школьных предметов. Каждый хоть раз учил правила русского языка в рифмах, чтобы лучше запомнить названия падежей или глаголы-исключения. Но кроме шпаргалок, стихи могут выполнять и другую функцию, оказывая влияние на память и улучшая её. Как же им это удаётся? 

По результатам эксперимента, проведенного нейробиологами Университета Карнеги-Меллона, оказалось, что мозг остро реагирует на необычные поэтические образы, а это, в свою очередь, приводит к мобилизации нервной системы. При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово, особенно на сложные обороты. Например, необычный шекспировский эпитет "безумный" в связке с ветром сильно активизирует мозг, который долго пытается осознать и осмыслить значение этого словосочетания. Такая напряжённая работа мыслительных процессов обусловлена не только обдумыванием смысла строки, но и проверкой контекста, созданием интерпретации. Из этого можно сделать вывод, что при чтении поэзии наша мозговая деятельность становится активнее, чем при взаимодействии с прозой.

2_detail.jpg

Психологи описывают это таким образом: «Как говорил Осип Мандельштам, в поэзии мы имеем дело с «пучком» смыслов, из которых нужно выбрать наиболее точное значение, а их может оказаться несколько. Даже такие простые слова, как «мусор» или «дорога», — неоднозначны. Скажем, «мусор» кроме главного значения «отходы жизнедеятельности» имеет, например, смысл «лишние мысли в голове». А «дорога» может обозначать «выбранное человеком направление в жизни»

Обработав многозначительные метафоры, наш мозг некоторое время сохраняет полученный импульс, не возвращаясь к прежнему темпу. Этот заряд стимулирует продолжать начатую деятельность. Можно сказать, что чтение любимых стихотворений, вызывает желание делать это снова и снова, а также настраивает на продуктивную работу. 

Кроме всего перечисленного, по словам учёных, чтение поэзии способно активизировать правое полушарие мозга, а точнее — его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. Получается, что читая «Гамлета» и «Евгения Онегина», мы можем переосмыслить собственное прошлое.

Уже одно чтения поэзии приносит огромную пользу нашему мозгу, влияя на его развитие и деятельность. Однако, чтобы тренировать память, необходимо регулярно заучивать стихи и рассказывать их наизусть.

Как использовать стихи для развития памяти и запоминания информации

  1. Стихотворения часто содержат ритм и рифму, которые помогают запоминать слова и фразы. Помните такие хитрые словечки, как ямб, хорей, амфибрахий? Это размеры стиха, демонстрирующие закономерности ударения в них. Чем ритмичнее, звучнее преподносится информация, тем проще мозгу её сохранить на долгие годы. За это отвечает слуховая память. Воспроизводя ритм, мы вспоминаем слова, рифмы. Такими особенностями нашего мозга можно объяснить причину въедливости некоторых рекламных песенок. Ритмичные стихи, наложенные на музыку — это счастье для памяти. Поэтому для заучивания алфавита или, например, числа Пи, тоже используется своеобразный мотив.
  2. Метафоры и яркие образы стихов тоже помогают лучше запоминать материал. Талантливый поэт всегда пытается словом нарисовать перед читателем настоящий живой пейзаж со звуками и запахами. Поэтому он использует различные литературные тропы, олицетворение, метафоры, символы для достижения большей выразительности. Такие художественные образы оставляют очень сильный отпечаток в памяти, навсегда соединившись с визуальной картинкой.  
  3. Ассоциации и визуализация. При прочтении мы всегда рисуем в голове определённый сюжет, который потом помогает нам воспроизвести стихотворение наизусть. Это тренирует визуальную память, а также считается одним из эффективных способов запоминания, который называется мнемотехникой. Своё начало данная методика берёт ещё в древней Греции, где ораторы учили целые трактаты. Во времена средневековья при помощи мнемотехники некоторые странствующие монахи заучивали наизусть библию целиком. Для такой методики были придуманы специальные карточки с изображениями, которые иллюстрируют каждую фразу стихотворения, помогая создавать устойчивый ассоциативный ряд между словами и картинками. 3_detail.jpg
  4. Разнообразьте выбор стихов по тематике. Для развития памяти полезно выбирать произведения с разным посылом и настроением. Это поможет тренировать мозг в разных сферах, улучшить его гибкость и способность запоминать разнообразную информацию.

  5. Используйте поэтические игры:

    • Бесконечное стихотворение. Оно строится «по кольцу» и напоминает змею, кусающую собственный хвост (например, всем известная история про жестокого попа, убившего свою собаку за кусок мяса, стихотворение про мокрую ворону или песенка про чучело-мяучело). Они запоминаются сразу и на всю жизнь. Игра с таким стихотворением имеет цель — закончить эту бесконечную цепочку. Нужно подключить свою фантазию и придумать такую ритмичную фразу, которая станет исчёрпывающей. 

    • Рифма. Это одна из самых распространённых игр. Необходимо выбрать любое слово (существительное в единственном числе и именительном падеже или имя собственное) и по очереди называть к нему разные рифмы, не повторяясь. Кто не сможет придумать — выбывает из игры. 

    • Угадай стих. В шляпу складываются карточки с различными четверостишиями из знаменитых стихотворений. Ведущий вытягивает одну и зачитывает. Участникам необходимо первым отгадать названия произведения и автора, чтобы стать следующим ведущим. 

    • Продолжи стих. Эта игра схожа с предыдущей. Но на этот раз необходимо вспомнить не автора, а продолжение выбранного четверостишья. Можно регулировать сложность партий. Сначала убрать одно слово из куска, потом предложение, а далее просить прочитать следующее четверостишье. 

    • Стихи с движениями. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко и тесно взаимосвязаны. Когда стимулируется мелкая моторика руки, активизируются не только соответствующие разделы мозга, но и прилегающие к ним зоны, ответственные, например, за речь. Кроме того, жестикуляция помогает лучше запоминать стихотворения, так как руками можно рисовать, визуализируя, различные объекты, о которых пишет автор. 

    4_detail.jpg
  6. Создание собственных стихотворений для запоминания фактов и данных. Поэзия отлично умеет рассказывать истории и ещё лучше — сберегать их. В стихотворение можно заключить все свои переживания, сложные ситуации или яркие воспоминания, которые простым языком описать трудно. В краткой форме можно описать черту целой эпохи одним лишь эпитетом или символом, создавая запоминающийся образ. Поэтический текст может стать для памяти материальным носителем, который никогда не превратиться  в окаменелый артефакт. Образы Пушкина и Цветаевой до сих пор кажутся свежими и ясными. Таким образом, память, заключённая в стихотворении, раскрывается в диалоге между текстом и читателем, проявляя свойства «живого» свидетеля и собеседника.

Примеры стихотворений для развития памяти

Все описанные методы, которые помогают быстрее запомнить стихотворения, можно использовать и при заучивании другой информации во время учёбы. Например, мнемотехника отлично подойдёт для сохранения в памяти различных исторических дат и событий. Представьте себе каждого участника, нарисуйте карту, разберите и визуализируйте все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов. В заучивании также поможет и жестикулирования, и ритмичные движения.

Кроме того, как уже было сказано выше, многими учителями созданы специальные стихотворения, чтобы ученикам было легче запомнить материал. 

Например, специалисты разработали целый комплекс соответствующих стихотворений для изучения английских слов по конкретной теме. Такие стихи ритмичны, просты, многие из них можно даже пропеть. 

Например, тема «Семья» может быть представлена так:

Тhis is my father, this is my mother,

Тhis is my brother Paul.

This is my sister, this is my uncle

Нow I love them all.

Иногда русские слова комбинируются с английскими:

Если спросят: «Как дела?»

Я скажу: «All right»*.

Кукла спать моя легла,

Ей шепну: «Good night»**.

По ночам сверчок стрекочет:

Всем — good night — спокойной ночи.

Для запоминания определений терминов из геометрии были придуманные забавные выражения с рифмой. С фразами «биссектриса — это крыса, которая бегает по углам, делит угол пополам» намного веселее и легче учить сложные предметы. 

Память — это история и опыт

Запоминание стихов — это эффективная тренировка для головного мозга человека любого возраста. Это не только позволяет развивать многочисленные полезные навыки, но и оказывает профилактическое воздействие для предупреждения таких заболеваний, как деменция

Детям стихи необходимы для гармоничного развития личности, развития культуры речи и навыка публичных выступлений. В юности и в более зрелом возрасте — для расширения словарного запаса, тренировки памяти, развития мышления в целом. После 60 лет стихи играют роль профилактики.

Регулярное чтение стихов оказывает положительное влияние на состояние мозга, а также на нервную систему, благотворно действуя на психоэмоциональное состояние. Поэтому мы всем советуем погружаться в мир поэзии и регулярно учить одно-два стихотворения в неделю. Через несколько месяцев вы будете приятно удивлены тем, как позитивно новое хобби влияет на вашу память. 


349
0
0
Материалы по теме
0 комментариев