- — Стадии развития детской речи
- — Дальнейшие критерии развития
- — Как развивать произношение у ребёнка
- — Как улучшить понимание речи
- — Когда беспокоиться
- — РАС: как поддержать нейроотличного малыша
Ребёнок не говорит в 3 года: причины, советы и рекомендации

Но тем не менее, если девочка или мальчик в 3 года не говорит, переживать начнут любые родители. И это будет правильной реакцией, ведь ранняя диагностика каких-либо сложностей развития очень важна. Так у ребёнка будет гораздо больше шансов преодолеть все затруднения и развить необходимые речевые навыки.
В то время как некоторые особенности могут означать серьёзные проблемы для одного ребёнка, у другого они не сигнализируют ни о чём плохом. Во многом это зависит от генетики, социализации, воспитания и физиологических состояний. Давайте обсудим самые частые причины, почему ребёнок не разговаривает в 3 года, и различные подходы к решению этой ситуации.
Стадии развития детской речи
Конечно, все этапы развития — это очень обобщённая картина. Встречаются дети, которые начинают говорить намного раньше других, так же как и малыши, которые заговаривают значительно позже «положенных» временных промежутков. И это вовсе не значит, что ребёнок чем-то болен. Поэтому волноваться раньше положенного не стоит, но обратиться к специалистам за советом и диагностикой просто необходимо. Всегда лучше лишний раз убедиться, что у малыша всё в порядке, чем пропустить момент, когда ему можно помочь.
Но как же так? Мы пишем, что волноваться не надо, и многие дети начинают говорить позже, а затем отправляем вас по врачам! Дело в том, что если ребёнок не говорит в 3 года, само по себе это не очень хорошо. Да, многие дети действительно заговаривают сами позже положенного срока без каких-то дополнительных усилий и колдовства со стороны родителей, неврологов и психологов, а затем вырастают вполне успешными членами общества.
Однако вероятность того, что вашему малышу нужна для этого дополнительная помощь и поддержка, всё-таки есть. И упускать это небольшое окошко, когда развить речь у ребёнка проще всего, точно не стоит. В конце концов, через много лет, оглядываясь назад, ни одному родителю не захочется думать о том, как они не «доглядели» своего ребёнка, потому что боялись услышать неприятные новости. Поэтому если у вас появились опасения по поводу речевого развития карапуза, важно не терять времени и обратиться к специалистам. О том, какие врачи могут провести диагностику, мы поговорим чуть позже, а пока что давайте обсудим нормы развития речи у малышей.
Крик

Это первая голосовая реакция, начальная речевая активность. С помощью крика ребёнок даёт вам знать, что что-то пошло не так: возможно, ему холодно или жарко, хочется есть или заболел живот. Как мы знаем, младенцы кричат с самого рождения — первый крик нужен ребёнку для того, чтобы расправить лёгкие. Поэтому если ребёнок не кричит с первых моментов жизни, стоит обратиться к специалисту.
Гуление
За криком идёт следующая стадия развития речевого аппарата, во время которой ребёнок готовится к звукопроизношению — гуление. И начинается этот этап с комплекса оживления.
Комплекс оживления — это набор эмоциональных и двигательных реакций, которые происходят у ребёнка при появлении мамы или других близких взрослых. Считается, что развитие ребёнка идёт по плану, если к месяцу он делает следующие вещи:
-
улыбается при виде мамы или папы, замечает их присутствие и радуется ему;
-
сосредотачивает взгляд на близком предмете или человеке;
-
совершает активные движения: вертит головой, сильно работает ножками, протягивает руки;
-
угукает, произносит гласные звуки.
Обычно ребёнок улыбается, вокализирует и совершает движения одновременно, поэтому комплекс оживления и называется комплексом. Максимального развития он достигает на 3-4 месяце жизни ребёнка.

Гуление — один из важнейших этапов развития речи детей — начинается на 2-3 месяц. В гуление перерастает угуканье, которое входит в комплекс оживления. Но угуканье характеризуется отрывистыми звуками /у/, /гу/, /ба/ и другими. А гулению свойственны более протяжные звуки и слоги.
Лепет
Этот период развития происходит на 5–7 месяц. Во время лепета малыш линейно сочетает гласные и согласные — /ба-ба/, /ма-ма/, /да-да/. Ребёнок начинает осваивать звуки раннего онтогенеза:
-
губно-губные /п-пь/, /м-мь/, /б-бь/;
-
губно-зубные пары /в-вь/, /ф-фь/;
-
переднеязычные /н-нь/, /т-ть/, /д-дь/
-
заднеязычные /к-кь/, /г-гь/, /х-хь/.
Включение этих звуков в группу раннего онтогенеза говорит о том, что сложности с их произношением встречаются реже, чем со звуками позднего онтогенеза. Детям гораздо легче их осваивать, и поэтому эти звуки появляются в речи малыша раньше остальных.
Модулированный лепет
В 9 месяцев ребёнок начинает повторять слоги и использовать разную интонацию. С началом модулированного лепета малыш способен воспроизводить слова за родителями. На этом этапе малыш может повторять один и тот же слог с разной интонацией или цепочки разных слогов.
Дальнейшие критерии развития
В среднем к году ребёнок должен знать около 10–15 простых слов, таких как дай, мама, баба, папа, на. Да, они считаются весьма серьёзными словами в лексиконе карапуза! Ну, должен — это, конечно, сильно сказано. Как говорят детские психологи и педагоги: «Ребёнок ничего вам не должен, потому что ничего он у вас не занимал». Поэтому это лишь приблизительные цифры.
К этому времени рекомендуется говорить с ребёнком чётко и отходить от «детского» языка и сюсюканья. Конечно, нежно и любяще общаться с малышом всё ещё можно, и даже нужно. Но слова всё-таки старайтесь произносить правильно, чтобы ребёнок учился на вашем примере. Рассказывайте ему про окружающий мир, называйте вещи и предметы, описывайте их. Старайтесь следить за тем, чтобы ребёнок видел ваш рот и губы и следил за тем, как они двигаются во время разговора.
Также в это время стоит включать в игры с ребёнком конструкторы с крупными деталями, вкладыши и прочие развивающие предметы. Это поможет малышу сформировать понятия цвета, величины, формы и развить крупную и мелкую моторику рук. А ещё во время игр с конструктором можно дополнительно проговаривать новые слова и объяснять их ребёнку на примере предметов перед ним.
К двум годам в детском словарном запасе должно быть около 100 слов, и в это же время к существительным добавляются глаголы. Ребёнок в 2 года начинает говорить простые предложения: «мама, дай», «мячик бух» и прочие аналитические ремарки.
К трём годам словарный запас ребёнка расширяется до 1000 слов, в речи появляется местоимение «я». Это сигнализирует о том, что малыш начинает отделять себя от мамы и других людей, и это отличный знак. Не забывайте, что тысяча — это верхняя отметка, норма лексикона для этого возраста начинается от 250 слов.
Конечно, говоря о таком расписании, важно упомянуть индивидуальность каждого случая. Выше мы уже писали, что все дети развиваются в своём темпе и небольшое отставание от желательных темпов развития — ещё не повод бить тревогу. Важно смотреть на ситуацию в динамике. Если за несколько месяцев или за год словарный запас ребёнка не увеличился, способов коммуникации не прибавилось, речевое развитие как будто остановилось на месте, и вы не наблюдаете особых изменений, вероятно, стоит обратиться к специалисту. В целом, поговорить с врачом, которому вы доверяете, никогда не будет лишним, чтобы успокоить волнения и удостовериться, что с карапузом всё в порядке.
Первые слова
Первые понятные слова дети начинают говорить в возрасте от 11 месяцев до 2-х лет. В это время ребёнок старается общаться, активно повторяет за родителями и окружающими людьми.
К 3-4 годам у ребёнка формируются монолог и диалог, он уже может выучить короткий стишок или рассказ и начинает задавать вопросы. Поэтому детей этого возраста и называют «почемучками» — им всё интересно, и за ответами они обращаются к родителям. Важно, чтобы к этому времени ребёнок правильно различал звуки и имел развитое фонематическое восприятие.
Фонематика
Фонематическое восприятие — это способность различать близкие звуки на слух. Иногда этот навык ещё называют фонематическим слухом. Важно отметить, что фонематическое восприятие может быть нарушено даже при полноценном физиологическом слухе. Но если дети выговаривают некоторые звуки неправильно, как оценить их фонематическое восприятие?
Попробуйте повторить неправильное произношение за ребёнком и уточните, про это ли слово он говорит. Малыш с хорошим фонематическим восприятием должен ответить отрицательно. В этом случае вас ожидает следующий диалог:
— Как тебя зовут?
— Малина.
— Тебя зовут Малина?
— Нет! Меня зовут Малина.
— То есть тебя зовут Марина?
— Да, Малина.
Можно заметить, что в этом случае ребёнок понимает разницу между звуками /л/ и /р/, но просто ещё не научился произносить их по-разному. Неудивительно, ведь эти звуки достаточно непростые для детского речевого аппарата, и для их освоения требуется время. Например, звук /р/ считается сложным и формируется примерно к 5 годам. К этому же возрасту ребёнок должен освоить звуки /ш/, /щ/ и /л/, то есть уметь поднимать язык наверх и воспроизводить звуки в таком положении.
Итак, фонематический, или речевой слух, очень важен для ребёнка. Без него будет очень сложно развивать устную и письменную речь и формировать правильное произношение.
Развитие речи в 3 года
Следующих этапов речевого развития считается период 3–6 лет. В это время активный словарь ребёнка растёт, он учится формировать окончания рода и числа (машинка красивая, а машинки красивые). И если к возрасту трёх лет формируются звуки раннего онтогенеза, то после этого рубежа начинают появляться свистящие:
-
/c-сь/,
-
/з-зь/,
-
/ц/.
К четырём годам появляются шипящие:
-
/ш/,
-
/ж/,
-
/ч'/,
-
/щ'/.
Новые звуки в речи ребёнка появляются тогда, когда артикуляционный аппарат готов к их произнесению. И, конечно, существует специальная гимнастика для развития и укрепления речевого аппарата. Поэтому если вы пытаетесь понять, как научить разговаривать ребёнка в 3 года, возможно, следует попробовать эти упражнения (и проконсультироваться со специалистом).
Как развивать произношение у ребёнка

Как помочь заговорить ребёнку в 3 года? Если карапуз не говорит совсем или в его лексиконе уже несколько месяцев не прибавляется новых слов и выражений, обязательно обратитесь к врачу. Но не помешают и упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Важно: занимайтесь с ребёнком только тогда, когда малыш в этом заинтересован. Попробуйте развлечь карапуза и превратить гимнастику в увлекательную игру. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за то, что он молчит или говорит неправильно. Во-первых, маленьких обижать нехорошо. А во-вторых, существует шанс ещё больше запугать ребёнка, а стресс в улучшении речи совсем не помощник. Попробуйте следующие упражнения, чтобы поставить малышу произношение и укрепить мышцы языка, челюсти и лица.
Слоник, или Хоботок
Растяните губы в улыбку, а затем сложите их в поцелуйчик. Повторите 8–10 раз. Упражнение удобно выполнять перед зеркалом. Начинаете вы, а продолжает малыш.
Лопатка-иголка
Положите расслабленный язык на нижнюю губу, а затем напрягите его и вытяните вперёд. Делайте до 10 повторений и держите язык в каждом положении по 5 секунд.
Качели
Коснитесь языком изгиба верхней губы, а затем опустите к нижней, заходя за её контур (параллельно верхней точке). Повторите 8–10 раз.
Чашка
Высуньте язык вперёд и поднимите его края так, чтобы он стал похож на чайную чашку. Это упражнение отлично помогает в произношении шипящих звуков. Также для этой цели можно попробовать гимнастику «варенье»: вы покушали варенье, и теперь надо облизаться. Оближите губы языком, но не справа налево, а сверху вниз.
Чистим зубы
Оближите верхние зубы с наружней стороны, а нижние — с внутренней. Такая гимнастика поможет формировать свистящие звуки.
Со звуком /с/ также может помочь упражнение «горка». Упритесь языком в нижние зубы и выгните корень языка так, чтобы по форме он стал похож на горку из вашего двора.
Красим потолок
Пройдитесь языком вперёд и назад по верхнему нёбу (до передних зубов и обратно). Сделайте 8–10 повторений. Это поможет ребёнку освоить звуки /л/ и /р/.
Лошадка
Скорее всего, тут вам не придётся показывать упражнения. Спросите у малыша, как делает лошадка и поцокайте вместе. Можно подключить губы — растягивать и сужать их на каждый звук. Такая гимнастика поможет улучшить подвижность языка и губ.
Повторяйте все эти упражнения с карапузом, чтобы укрепить речевые мышцы. Но не забывайте, что для ребёнка это должна быть интересная игра. Придумайте что-нибудь, чтобы малыш должен сам хотеть поучаствовать в таком веселье! Расскажите ему сказку или интересную историю про упражнения или попросите показать вам, как их правильно делать, так как сами вы не справитесь. В общем, подключайте фантазию и педагогические навыки!
Дополнительные варианты упражнений
Если ребёнок не хочет выполнять упражнения перед зеркалом, можно добавить дополнительные атрибуты, например, леденец или сладкую трубочку. Держите их перед ребёнком и просите дотянуться языком. Возможно, так малыш будет более заинтересован в участии.
Расположите конфетку над верхней губой, а затем под нижней. Попросите ребёнка до них дотянуться. Также можно попросить его зажать трубочку или соломку между верхней губой и носом — это поможет разработать круговую мышцу рта.
Как улучшить понимание речи
Конечно, всем родителям хочется, чтобы ребёнок говорил хорошо и не опаздывал с этим важнейшим навыком. Но не стоит забывать, что существует и другой важный речевой аспект — это понимание. Оно просто необходимо для начала говорения. Поэтому важно развивать пассивный словарный запас малыша — список слов, которые он понимает, если пока что он не особо пользуется активным — словами, которые он употребляет самостоятельно.
Играйте с ребёнком и проговаривайте свои действия. Вот какой мячик, жёлтый и большой. Давай покатаем! Лови! Поймал! Называйте действия и предметы, описывайте их цвет и форму. Это поможет малышу соотнести слово с действием или предметом.
Очень просто использовать повседневные ритуалы, чтобы пополнить словарный запас малыша. Рассказывайте простыми словами, что вы делаете, когда одеваете или кормите ребёнка. Описывайте, какого цвета зубная щётка, и какого размера мыло, когда наступает время гигиенических процедур.
И не забывайте про всю силу игрушек — с их помощью малыша можно познакомить с новыми словами и разнообразными фразами. Если ребёнок в 3 года почти не говорит, можно попробовать новые виды игр с предметами. Хотя, конечно, лучше совместить их с походом к педиатру или неврологу.
Как правильно играть с предметами

Чтобы увеличить количество существительных в словарном запасе ребёнка, важно активно называть предметы. «Смотри, это машинка, давай её покатаем». Когда ребёнок усвоит понятие, важно показывать ему другие предметы с таким же названием, чтобы слово перестало ассоциироваться с конкретной вещью. Например, показать машины на улице или рассмотреть картинки с другими машинами.
Также важно помогать ребёнку осознавать направление и объект действия. Для этого можно задавать вопросы: «кому дадим чашку», «что рисует девочка», «что в лапках зайчика», «кому мы сейчас нальём суп» и другие.
Для пополнения лексикона глаголами, просите малыша совершать с игрушками определённые действия. Например, сложить кубики или погладить мишку. Для развития понимания глаголов можно использовать книжки с картинками, журналы и комиксы. Просите ребёнка показать, где мишка спит и где котик бежит. А затем постепенно убирайте из вопросов субъект и спрашивает, кто на картинке бежит, а кто спит. Хвалите ребёнка за правильные ответы, но ни в коем случае не ругайте за ошибки. Лучше спросите ещё раз или покажите верный ответ сами.
Когда малыш лучше усвоит глаголы, просите его совершать какие-либо действия. Например, поиграйте в игру, где вы вместе сначала садитесь, потом встаёте, хлопаете в ладоши, поднимаете руки вверх и так далее.
Для улучшения использования прилагательных просто и понятно называйте характеристики окружающих предметов. Машинка красная и большая, а кубик твёрдый и синий. Такую же схему рекомендуют использовать для усвоения ребёнком наречий.
А для усвоения местоимений проговаривайте повседневные действия: «дай мне ложку», «это твоя тарелка», «мишка устал, он хочет отдохнуть» и так далее. Не менее важны и предлоги. Эти части речи помогают ребёнку лучше понять пространство и ориентироваться в нём. Для знакомства малыша с предлогами достаточно упоминать их в своей речи: «мячик в коробке», «зайка упал на пол». Вы также можете просить ребёнка поместить предметы в определённые места: «пожалуйста, положите книгу на полку», «достань игрушки из шкафа».
Эти приёмы помогут пополнить словарный запас ребёнка и, если всё получится, вовлечь его в коммуникацию. Анализируя детские речевые навыки, важно оценивать их в динамике. Если ребёнок говорит всё те же слова, что и полгода назад, и его лексикон не пополняется, это вполне себе повод для волнения.
Когда беспокоиться
Итак, ребёнок в 3 года ничего не говорит. Перед тем как обсудить симптомы задержки речи, давайте выясним, что в принципе должен уметь малыш в этом возрасте. Вот некоторые из важных признаков, что речевое развитие ребёнка идёт по плану:
-
он имеет достаточно разнообразный словарный запас (250–1000) слов;
-
знает, как его зовут, сколько ему лет и реагирует на своё имя;
-
старается склонять слова в предложении по падежам, родам и числам (иногда с ошибками, но тут важна сама попытка);
-
пытается считать предметы, понимает разницу между словами «один» и «много»;
-
способен выполнять простые инструкции («открой шкаф и достань кубики», «положи книгу на полку»);
-
в его речи есть прилагательные, глаголы и местоимения;
-
ребёнок активно пересказывает события, вызвавшие радость или интерес, близким людям, может выучить стишок или повторить сказку своими словами;
-
предложения состоят из 3-х и более слов.
Если ребёнок в три года не говорит, это вряд ли хорошая новость. Но и так называемая «телеграфная речь» — повод для умеренного беспокойства. Телеграфной речью называется способ общения, при котором ребёнок использует только самые важные слова, чтобы донести свою мысль, и пропускает «неважные». Часто в такой речи преобладают существительные. Это норма для детей до двух лет, но ближе к четырём годам ребёнок должен формулировать более развёрнутые предложения и использовать другие части речи, кроме существительных.
Однако существуют и более серьёзные «звоночки», на которые стоит реагировать стремительно. Не откладывайте визит к специалисту, если ваш малыш:
-
вообще не говорит в 3 года и не пытается коммуницировать;
-
не играет, не пытается коммуницировать, не смотрит в глаза, отворачивается;
-
не реагирует на своё имя;
-
в младенчестве не гулил и даже не пытался;
-
мычит или молчит к году.
Существует вероятность, что если ваш ребёнок не говорит в 3 года, у карапуза есть задержки речевого развития. Это не так страшно, как кажется, и при своевременной помощи (и при отсутствии разнообразных осложнений) ребёнок вполне способен догнать сверстников и полностью освоить все речевые навыки. Существуют следующие признаки задержки речевого развития:
-
ребёнок использует в основном существительные и говорит односложными фразами (1-2 слова);
-
неохотно идёт на контакт и практически не разговаривает;
-
словарный запас малыша очень ограничен:
-
он не откликается на имя, не может выполнить простую просьбу.
Эти симптомы могут говорить о темповой задержке речи; моторной или сенсорной алалии; об общем недоразвитии речи (ОНР); расстройстве аутистического спектра (РАС) и других состояниях. Практически все они обратимы и поддаются коррекции, если среагировать вовремя.
К каким врачам можно обратиться:
-
логопед и логопед-дефектолог;
-
невролог и невропатолог;
-
педиатр;
-
детский психолог;
-
отоларинголог.
Почему ребёнок не разговаривает

Почему ваш малыш молчит и как научить ребёнка говорить в 3 года? О способах развития речи у ребёнка мы уже написали выше. Важно также исключить медицинские проблемы, которые мешают ребёнку заговорить. Для этого необходимо обратиться за диагностикой ко врачу. Но есть и некоторые причины молчания карапуза, которые можно отследить самостоятельно:
-
Чрезмерная опека. Допустим, малыш показывает на вещь, и мы сразу её даём. В таком случае он не ощущает необходимости говорить, ведь все его потребности закрываются и без этого. Попробуйте «поиграть» с ребёнком и переспросить несколько раз, чтобы у него появилась причина назвать вещь или предмет.
-
Слабое развитие мышц языка, челюсти и губ. Эта причина во многом схожа с первой, только гиперопека проявляется в том, что родители боятся переводить ребёнка на твёрдую пищу. Поэтому качество речи падает — отсутствие твёрдой пищи не даёт укрепиться челюстным мышцам. Слабое развитие речевого аппарата может происходить и не по вине родителей: например, у ребёнка может быть короткая уздечка, которая мешает правильно произносить слова.
-
Отсутствие коммуникации. Родители не разговаривают с ребёнком, и из-за этого у малыша совсем небольшой пассивный словарный запас. Он просто не знает многих слов, потому что ни разу их не слышал. Откуда тут взяться уверенной и активной речи?
-
Плохая артикуляция у родителей. Возможно, у мамы или папы слабо двигается рот при разговоре, и ребёнок не может перенять движениям. Попробуйте говорить чётко и делать это так, чтобы ребёнок мог проследить движения вашего рта и губ. Используйте понятные и простые фразы.
-
Стресс, испуг. В этом случае очень важно обратиться к детскому психологу, чтобы разобраться с причинами и устранить психологической травмы. Возможно, в доме не самая благоприятная обстановка или над ребёнком совершается насилие.
-
Проблемы со слухом. Очень часто детки плохо говорят просто потому, что плохо слышат. Пошуршите, тихо позовите ребёнка по имени и проверьте реакцию. Если малыш никак не отреагирует, отведите его ко врачу, чтобы как можно быстрее скорректировать остроту слуха и развить речевые навыки.
-
Уникальный темп развития. Возможно, вашему малышу просто нужно чуть больше времени. Посмотрите на родителей — если они заговорили позже положенного срока, вполне вероятно, что и ребёнок это сделает.
А пока вы разбираетесь в причинах и консультируетесь с врачами, развлекайте карапуза играми и упражнениями, помогайте вашему ребёнку изучать новые слова и фразы. Обратите внимание на мелкую моторику рук, старайтесь развивать её у ребёнка с раннего возраста. Между слабой моторикой рук и задержкой речи у детей была обнаружена значительная корреляция. Поэтому лепите из глины, играйте в песке, трогайте и сравнивайте разные предметы. Во-первых, это весело, а во вторых, развитие моторики легко совместить с изучением новых слов и характеристик предметов, что очень полезно.
РАС: как поддержать нейроотличного малыша

Нередко задержка речи связана с расстройством аутистического спектра, или аутизмом. Конечно, среднестатистический родитель боится услышать эти слова, но на самом деле стигма, которой окружены люди на аутистическом спектре, гораздо страшнее, чем ситуация на самом деле. В случае если вы подозреваете у своего ребёнка РАС, важно помнить следующие вещи:
-
Аутизм — не заболевание, поэтому его нельзя «вылечить». И это на самом деле хорошая новость. РАС — это комплекс неврологических специфик развития, которые влияют на то, как человек коммуницирует, социализируется и ведёт себя.
-
Детям на аутистическом спектре нужна поддержка для адаптации к жизни в обществе и регуляции своих эмоций. В зависимости от тяжести РАС симптомы проявляются по-разному. Какому-то ребёнку будет достаточно, если вы позволите ему придерживаться строгого распорядка и поможете справиться с сенсорным перегрузом, а каким-то малышам понадобится более серьёзная помощь.
-
Российские и международные эксперты считают, что в любой группе детского сада и в школьном классе встречается ребёнок с лёгкой степенью аутизма. Поэтому РАС — вовсе не приговор. На спектре были многие великие люди, такие как Вольфганг Моцарт, Льюис Кэрролл, Альберт Энштейн. А аутистические черты подозревают у Марии Кюри, Авраама Линкольна и других гениев.
-
У мальчиков РАС диагностируют в 4 раза чаще. Но эксперты считают, что это происходит из-за отличий в гендерных ожиданиях. Стеснительная и замкнутая девочка часто считается просто скромной, в то время как у мальчика такое поведение вызывает подозрения.
-
РАС у детей не имеет точной причины, но существуют некоторые предпосылки и факторы риска. Например, в них входит болезнь краснухой во время беременности и различные акушерские осложнения.
Как видите, дети с расстройством аутистического спектра встречаются чаще, чем кажется. РАС делится на 4 группы. Люди в первой группе имеют самые серьёзные симптомы и часто неспособны позаботиться о самих себе. А в третьей и четвёртой группе дети заинтересованы в коммуникации, идут на контакт и отлично справляются с жизненными делами, когда вырастают. Конечно, у них будут определённые сложности и преграды, которые не встают на пути у нейротипичных сверстников, но при правильном воспитании и поддержке всё будет хорошо.

Примерно у каждого второго ребёнка на аутистическом спектре имеют когнитивные нарушения, остальные же дети сталкиваются с небольшими сложностями и вполне успешно обучаются в школе, а затем и в институте, находят любовь и работу. Но стереотипы о РАС всё же имеют под собой почву. Они связаны не с аутизмом напрямую, а с осложнениями, которые могут возникать при этом расстройстве. Среди них встречаются следующие состояния:
-
умственная отсталость;
-
проблемы с речью;
-
сложности с координацией и движениями;
-
агрессия, направленная на себя или на других;
-
тревожное и депрессивное расстройство;
-
расстройства пищевого поведения.
Вылечиться от аутизма невозможно, поэтому если вам и вашему ребёнку обещают волшебное «выздоровления», скорее всего, перед вами не врач и даже не специалист в своей сфере. Как мы уже говорили, это не болезнь, поэтому основные усилия не стоит направлять на борьбу с расстройством. Гораздо большую пользу ребёнку принесут действия, направленные на улучшение его самочувствия и помощь в социализации. Чем раньше эта деятельность начнётся, тем больше полезных навыков освоит ваш малыш и тем меньше проблемного поведения останется в его взрослой жизни.
Мозг людей и детей на аутистическом спектре работает не так, как у других людей, отсюда и возникают сложности. Но если у человека есть только РАС и нет никаких осложнений и сопутствующих диагнозов, то у такого ребёнка ничего не нарушено. Ему просто нужно другое обучение, которое позволит выработать социальные навыки, научит его управлять своими переживаниями и эмоциями. Чтобы избежать развития когнитивных, речевых и социальных дефектов, очень важно провести раннюю диагностику и начать заниматься облегчением симптомов и сложных состояний.
Конечно, в некоторых менее прогрессивных странах подобрать грамотного специалиста, который знает, что делает, и сможет помочь ребёнку, нелегко. Но тем не менее это возможно, и таких врачей, психологов и педагогов с каждым годом становится всё больше.
Если вашему ребёнку 2-3 года, диагноз в общем не имеет особого значения. На этом этапе помощь ему будет выглядеть примерно одинаково, вне зависимости от ситуации. В любом случае ваша главная цель — помочь ребёнку коммуницировать свои желания и потребности.
Поэтому вопрос, как заставить ребёнка говорить в 3 года, поставлен не совсем верно. Гораздо важнее создать для малыша комфортную и безопасную среду, помочь ему в развитии и поддерживать на каждом этапе. Не отворачивайтесь от своих детей, если им нужна дополнительная помощь, следуйте советам специалистов, изучайте статьи и книги по теме и не теряйте веры. Всё будет хорошо, ведь главное — любить своего ребёнка и постараться вручить ему все инструменты, которые пригодятся малышу во взрослой жизни. Речевые навыки — как раз одни из них.